ИМЕНИННИК ДНЯ. Мигель де Сервантес Сааведра (1547 – 1616)

29.09.2023 | 280 просмотра(ов)

Образ нескладного, долговязого рыцаря печального образа на тощей лошади, ведущего неравный бой с ветряными мельницами, знаком всем. Даже тем, кто не читал роман великого испанца.

Мигелю Сервантесу удалась редчайшая штука: он создал произведение, главным героем которого является абсолютно положительный персонаж. Таких примеров, утверждает исследователь творчества писателя К. Кудряшов, «в мировой литературе немного, и принадлежат они известным авторам – Марку, Матфею, Луке и Иоанну». Не сочтите эту мысль за кощунство…

Вот и Достоевский, которого трудно заподозрить в ниспровержении святынь, в «Дневнике писателя» сказал: «Человек, отвечая перед богом, что он понял за свою земную жизнь, может выложить перед Всевышним том «Дон Кихота» – и этого будет достаточно». Нечто подобное про Страшный суд и про «Дон Кихота» сказал и Тургенев в речи «Гамлет и Дон Кихот».

В биографии именинника сегодняшнего дня много интригующих неизвестностей. Потому что дело было давно. Очень. В жизнеописаниях Сервантеса достоверно указана только дата его крещения – 9 октября 1547 года. Назвали младенца Мигелем. А так как новорожденным в те времена, согласно церковным традициям, давалось имя святого, которого в этот день чествуют, то принято считать, что будущий писатель явился миру в день Архангела Михаила – 29 сентября.

Большую часть своей взрослой жизни Сервантес воевал – и на суше, и на море. Он был зачислен солдатом в морской полк Испании, участвовал во многих военных кампаниях, был неоднократно ранен. В битве при Лепанто, жестоко страдая от лихорадки, он отказался покинуть борт корабля, храбро сражался и получил три ранения. Одно из них навсегда обездвижило его левую руку. «Ради славы правой!» – говорили современники.

Когда после доблестной службы, везя с собой весьма лестные рекомендательные письма, Сервантес возвращался в Барселону, галера, на которой он находился, была взята на абордаж алжирскими пиратами. В результате – пять лет плена на чужбине, четыре попытки бежать, соответственно – суровые наказания после поимки… И – долгожданный выкуп, с трудом собранный семьёй.

Литературная деятельность Мигеля де Сервантеса началась довольно поздно – в 38 лет. Его ранние произведения успехом не пользовались и дохода не давали.

Ради куска хлеба Сервантес поступил на интендантскую службу. Там его тоже преследовали большие неприятности: обвинение в растрате, суд, тюрьма… Что, в общем-то, странно, ибо Сервантес слыл бессребреником.

Как сказал один из его биографов: «Поэту, ветреному и мечтательному, недоставало житейского уменья. Он не извлек пользы ни из своих военных кампаний, ни из своих произведений».

На тюремных нарах Сервантес и начал писать роман. Просто чтобы убить время. Но убийство времени вышло на редкость плодотворным. Роман, созданный в заключении, подарил автору… нет, не богатство, а бессмертие.

«Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» был издан в 1605 году. Писателю уже исполнилось 58 лет.

Первый тираж книги разлетелся за неделю. Путешествия рыцаря печального образа очень понравились читателям.

На нашем фото: раритетное издание 1953-1954 годов с иллюстрациями Кукрыниксов из фонда Центра чтения!

Общеизвестно, что Сервантес задумал «Дон Кихота» всего лишь как шутливую пародию на современные ему «бульварные» рыцарские романы, которые в то время в огромных количествах издавались для развлечения читающей публики. Писатель собирался высмеять подобные «произведения», создав пародийный образ безумного рыцаря.

Однако в итоге неожиданно получился один из величайших шедевров мировой литературы.

Как это произошло? Почему Дон Кихот и его оруженосец Санчо Панса оказались так дороги миллионам читателей? Почему шутовская пародия стала великим романом?

Исследователи отмечают, что первоначальный замысел очень скоро начал меняться. Если в начале книги Сервантес, в соответствии с задумкой, издевается над своим героем, высмеивает его (а смех на рубеже 16-17 веков был груб и беспощаден), то уже во второй половине романа автор награждает комического героя трогательным идеализмом и острым умом. Рассуждения безумного рыцаря (например, знаменитый монолог об ушедшем «золотом веке») действительно мудры и остры. Совершенно не запланировано персонаж уже в первом томе становится явно неоднозначным.

Созданию второго тома помог случай. Некий писатель Авельянеда, современник Сервантеса, издал поддельное продолжение романа. Он, утверждают исследователи, извратил характеры персонажей и отправил Дон Кихота в сумасшедший дом.

Сервантес обиделся за своего героя, которого, видимо, успел уже полюбить, и активно принялся за написание второго тома, который был издан в 1615 году, за год до смерти писателя.

Сервантес не только еще больше подчеркнул идеализм, жертвенность и мудрость Дон Кихота, но и подарил мудрость второму комическому герою Санчо Пансе, который ранее выглядел весьма недалёким.

Оруженосец рыцаря – персонаж вполне себе традиционный для испанской литературы: этакий плутишка-воришка, которого то и дело ловят за руку. Но уже ближе к финалу Санчо Панса становится губернатором острова и выступает как рассудительный и умный судья.

Более того, когда совершенно отчаявшийся Дон Кихот отказывается от дальнейших рыцарских подвигов, именно Санчо умоляет его не сдаваться, не отступать от выбранного пути и идти дальше – к новым подвигам.

Сервантес углубляет свой замысел от главы к главе. Комическая сторона оказывается на втором плане. Повествование постепенно принимает уже не шутовское, а философское, подчеркнуто трагическое звучание. И происходило это, по мысли Дмитрия Мережковского, скорее всего, помимо воли автора.

Второй том получился более глубоким, возвышенным и совершенным по форме, чем первый. И, как справедливо отметил Борхес, «когда есть второй том, то читать первый, в общем-то, уже и не обязательно».

Со времени создания «Дон Кихота» прошло более четырех столетий. Для большинства читателей – это трагическая история о великом идеалисте, которого не понимают окружающие люди.

Мережковский писал, что Дон Кихот всё, что видит, превращает в мечту. Он бросает вызов обыденному, пытаясь жить в соответствии со своими идеалами. Конечно, окружающим такой человек кажется безумным. Они с удовольствием высмеивают его. И не только высмеивают, но и жестоко издеваются.

У рыцаря же печального образа слова и поступки потешающихся над ним вызывают жалость, грусть, искреннее негодование, которое парадоксальным образом соединено со смирением. Дон Кихот, несмотря на насмешки и издевательства, продолжает верить в людей. Он готов страдать за любого человека, готов переносить лишения, веруя, что люди станут лучше…

Во втором томе перед читателями отчетливо встает вопрос: а кто здесь безумен на самом деле? Точно ли Дон Кихот? Не являются ли умалишенными как раз те, кто издевается над благородным идальго?!?

Судя по всему, сам писатель, видимо, не очень понимал, что за шедевр им создан. По крайней мере, он не считал «Дон Кихота» лучшим своим творением. Таковым Сервантес называл свой настоящий рыцарский роман «Странствия Персилеса и Сихизмунды».

Время показало, что он ошибался.

Остается добавить, что по совокупным тиражам «Дон Кихот» занимает третье место в мире после Библии и «Гарри Поттера», а экранизаций этого романа насчитывается более пятидесяти. Куда там «Властелину колец»!

В Центре чтения Национальной библиотеки, конечно же, есть и полное собрание сочинений великого испанца, и издания «Дон Кихота» в разных переводах, с иллюстрациями разных художников.

На нашем фото: постоянный, давнишний и весьма начитанный абонент Центра чтения Наталья Альбертовна Гребнева, бухгалтер банка «Йошкар-Ола», в день рождения писателя настоятельно советует перечитать бессмертную историю о романтике, чудаке и мечтателе! И/или посмотреть фильм Григория Козинцева по сценарию Евгения Шварца (1957 г.) с Николаем Черкасовым и Юрием Толубеевым в главных ролях.

Добро пожаловать в библиотеку!!!

 

Материал подготовила главный библиотекарь Центра чтения Нагибнева И.Н.

Русский