ИМЕНИННИК ДНЯ. Изломы судьбы. Марина Цветаева

08.10.2022 | 624 просмотра(ов)

8 октября 1892 года родилась Марина Ивановна Цветаева (1892 –1941), великий русский поэт.

130 лет со дня рождения

 

Бог меня – одну поставил
Посреди большого света.
– Ты не женщина, а птица.
Посему: летай и пой.

М.Цветаева

Марина Цветаева – одна из самых ярких звёзд среди блистательных имён поэтов Серебряного века. И не только Серебряного века, а всей русской поэзии.

Сегодня зайти в книжный магазин и купить томик стихов Марины Цветаевой – нет ничего проще. Но мы знаем, что так было не всегда. Несколько десятилетий, начиная с 1923 года, книги Цветаевой не издавались на родине. Имя поэта было фактически забыто. За это время успело вырасти целое поколение. Лишь в 1961 году, к двадцатилетию её гибели, появился первый сборник «Избранное» – маленькая книжка, прорвавшаяся через десятилетия забвения.

Путь Марины Цветаевой к своему читателю был долог и труден. 17 лет провела она в эмиграции, но так и не прижилась на чужбине, не стала эмигранткой по духу. Судьба её полна драматизма, как судьбы многих поэтов. И все же жизнь этой женщины-поэта не похожа на жизнь большинства её современников. Борясь с труднейшей реальностью, преодолевая быт, Цветаева жила на высотах духа, открывая читателям просторы Бытия.

Поэтический мир Цветаевой, как бывает с большим художником, неповторим. «По непосредственности, по бьющей ключом щедрости дарования мало кто мог сравниться с Мариной Цветаевой. У неё была врождённая искромётность слова, эта естественная взаимопроникнутость мысли и воображения, по которым только и узнаешь настоящий «от Господа-Бога дар», – такую оценку творчеству поэта дал критик В. Ведле. В её поэзии слились высочайшая лиричность и трагедийность.

Написанные ещё в 1913 году строчки Цветаевой о том, что её стихам, «написанным так рано…настанет свой черед», стали пророческими. «Черед» этот наступил. Марина Цветаева получила признание на родине уже во второй половине ХХ века. А сегодня её произведения, подобно «драгоценным винам», приобретают всё большее количество поклонников и ценителей.

Марина Цветаева родилась в Москве в семье профессора-искусствоведа Ивана Владимировича Цветаева, основателя Музея изящных искусств (ныне Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина), и его жены, талантливой пианистки. Домашний мир Цветаевых был пронизан любовью к искусству и культуре. Кругом были книги, в том числе по античности, поэтому в стихах Марины так много образов из античных времен, к примеру, в её пьесах «Федра» и «Тезей». А первой своей дочери она дала имя Ариадна – так звали в греческой мифологии дочь критского царя Миноса. От матери Марина унаследовала музыкальность, что дало ей умение точно воспринимать мир через звук.

Получив прекрасное образование в Москве, Марина продолжила его в пансионах Лозанны и Фрейбурга, поскольку часто жила с матерью за границей. А в шестнадцать лет совершила самостоятельную поездку в Париж, чтобы прослушать в Сорбонне краткий курс истории старофранцузской литературы.

Вхождение Марины Цветаевой в литературу состоялось в 1910 году, когда тиражом 500 экземпляров, напечатанным на собственные деньги, увидел свет её стихотворный сборник «Вечерний альбом». Книга была встречена хорошими отзывами Брюсова, Гумилёва, Волошина. Вдохновлённая успехами юная Цветаева выпускает сборники стихов один за другим («Волшебный фонарь», «Из двух книг»), неизменно привлекая внимание своей самобытностью и оригинальностью. Она не примкнула ни к одному из литературных течений, существовавших тогда.

1912 год стал для Марины Цветаевой судьбоносным. Она вышла замуж за Сергея Эфрона, сына революционеров-народовольцев, который стал не только её мужем, но и самым близким другом.

Годы Первой мировой войны, революции (Октябрьскую революцию она не приняла, видя в ней восстание «сатанинских сил») и Гражданской войны были временем стремительного роста Цветаевой как поэта. Она передавала в своих стихах трагизм эпохи, жалость и печаль переполняли её сердце. Это были очень трудные для Цветаевой годы. Муж находился в белой армии. Четыре года она не получала от него никаких вестей, находясь в неведении, жив ли он вообще. Она бедствовала и голодала вместе со своими двумя дочерьми, вследствие чего обеих пришлось отдать в детский приют с надеждой, что хоть там они будут накормлены. Старшая Ариадна выжила, а младшая Ирина умерла. Квартира в Борисоглебском переулке, в которой жила Марина со своими детьми в те годы, сейчас – дом-музей Марины Цветаевой. Когда бродишь по комнатам музея, не покидает щемящее чувство жалости к детям, жившим в этом холодном и голодном доме. А в комнате самой Марины, в которой сегодня воссоздан тот же самый очень скромный интерьер, испытываешь трепет оттого, что именно здесь творила великая Цветаева.

В то время она писала книгу «Лебединый стан» – гимн Белой гвардии, в рядах которой был её любимый муж. В ней она выразила скорбь о всех «упавших и не вставших, – в вечность перекочевавших».

В середине 1921 года Марина получает «благую весть» – письмо от С. Эфрона. Он, пережив разгром Деникина, будучи белым офицером, теперь находился в Чехии. В мае 1922 года Марина Цветаева с дочерью Ариадной уезжает к мужу. Начались годы эмиграции. Сначала Берлин, затем Прага, а в 1925 году семья после рождения сына Георгия – Мура – перебралась в Париж.

Жизнь эмигрантская была трудная, нищая, но творческая энергия Цветаевой, невзирая ни на что, не ослабевала. Именно этот период жизни был одним из самых удачных в поэтической судьбе Цветаевой. Исследователь творчества поэта Анна Саакянц считает, что «в Чехии Марина Цветаева выросла в поэта, который в наши дни причислен к великим. Её поэзия говорила о бессмертном творческом духе, ищущем абсолюта в человеческих чувствах… а психологизм, пронзительное исследование чувств можно сравнить с плутанием по лабиринту душ человеческих в романах Достоевского».

В Чехии она написала очень много лирики, работала над «Поэмой Горы», «Поэмой Конца», трагедией «Тезей», поэмой «Крысолов» и другими произведениями.

Поначалу эмигрантские литературные круги приняли Цветаеву очень хорошо. Но очень скоро её независимость, которая была ей присуща с раннего детства, её бескомпромиссность, её одержимость поэзией настроили против неё русскую эмиграцию. Цветаева не принимала участия ни в каких поэтических или политических направлениях. И вообще она очень плохо сходилась с людьми. Это обеспечило ей полное одиночество: «некому прочесть, некого спросить, не с кем порадоваться…». Последний прижизненный сборник «После России» вышел в Париже в 1928 году.

Ситуация усугубилась тем, что Сергей Эфрон вступил в ряды «Союз возвращения на родину». Он настаивал на том, что попал в стан белогвардейцев случайно. В 1932 году подал прошение, чтобы получить советский паспорт, и был завербован НКВД. Вследствие чего он оказался замешанным в заказном политическом убийстве и осенью 1937 года, можно сказать, бежал в Москву. Чуть раньше уехала дочь Ариадна.

В 1939 году Марина Цветаева восстановила своё советское гражданство, чтобы вернуться на родину вслед за мужем и дочерью. Её возвращению предшествовал «мильон терзаний» – возвращаться или нет. По воспоминаниям современников, Марина долго сомневалась. Глубоко в душе ей хотелось вернуться в Россию «желанным и жданным гостем». К тому времени она уже была очень известным поэтом. Но этого не случилось. Более того, вскоре арестовали дочь, затем мужа, ранее была отправлена в лагерь сестра Анастасия. Для Марины Ивановны все эти трагические события было сильнейшим ударом.

Цветаева жила в Москве с сыном, и в окружении были близкие люди, но она чувствовала себя очень одинокой. Опять безденежье, полуголодное существование, потому что кое-как перебивалась переводами. О том, чтобы печатать её произведения, не было и речи – кто будет читать стихи матери и жены врагов народа?! От отчаяния она написала Сталину. Ответа не последовало. «Никто не видит, не знает, что я год уже ищу глазами крюк… Я год примеряю смерть», – пишет она полные горечи слова.

Начавшаяся Великая Отечественная война забросила М. И. Цветаеву с сыном в Елабугу. По свидетельству её друзей, вещи в дорогу собирал Пастернак. Он дал Цветаевой веревку, сказав, что в дороге пригодится. И ещё пошутил: «Такая прочная, хоть вешайся». Измученная, безработная, оторванная от литературной среды, находясь в состоянии полной депрессии, Марина Цветаева 31 августа 1941 года покончила с собой. Веревка действительно пригодилась…

Самоубийц принято хоронить за церковной оградой, об отпевании не может быть и речи. Но ради Цветаевой, ради просьб её почитателей в 1991 году было сделано исключение. Патриарх Алексий II дал благословение, и через 50 лет после смерти Марину Цветаеву отпели в московском храме Вознесения Господня у Никитских ворот.

Без стихов Марины Цветаевой невозможно сегодня представить русскую поэзию ХХ века. А наследие её велико. Кроме лирики – семнадцать поэм, восемь стихотворных драм, автобиографическая, мемуарная, историко-литературная и философско-критическая проза. И всё это богатство сегодня доступно читателю! Приглашаем в эти юбилейные дни окунуться в неповторимый и притягательный мир Марины Цветаевой. В центре чтения Национальной библиотеки каждый читатель обязательно найдет стихи, на которые откликнется его душа. Чтением стихов и прозы Марины Цветаевой сегодня мы сможем отдать дань памяти великому русскому поэту.

 

Предлагаем вашему вниманию некоторые книги из фонда центра чтения, которые были использованы при составлении материала:

Цветаева М. И. Сочинения. : в 2 т. / М. И. Цветаева; составитель А. Саакянц. – Минск : Народная асвета, 1989.

Цветаева М. И. Неизданное. Сводные тетради. Подготовка, примечания Е. Б. Коркиной и И. Д. Шевеленко. – Москва : Эллис Лак, 1997. – 640 с.

Цветаева М. И. Мне нравится, что Вы больны не мной / М. И. Цветаева. – Москва : Издательство АСТ, 2020. – 272 с. – (Тайная тетрадь).

Швейцер В. А. Быт и бытие Марины Цветаевой / В. Швейцер. – Москва : Молодая гвардия, 2009. – 591 с. – (Жизнь замечательных людей).

Саакянц А. А. Марина Цветаева : жизнь и творчество / А. А. Саакянц – Москва : Эллис Лак, 1999, 816 с.

Эфрон А. С. О Марине Цветаевой : воспоминания дочери – Москва : Советский писатель, 1989. – 480 с.

Кудрова И. В. Просторы Марины Цветаевой : поэзия, проза, личность / И. В. Кудрова. – Санкт-Петербург : Вита Нова, 2003. – 528 с

Марина Цветаева в критике современников : в 2-х ч. / сост. Л. А. Миухина – Москва : Аграф, 2003. – 656 с.

 

Материал подготовлен главным библиотекарем центра чтения В.В.Зориной.

Русский