Именинника сегодняшнего дня точно не получится определить одним словом. Писатель. Историк литературы. Доктор филологических наук. Телеведущий. Народный артист СССР. Орденоносец (в его активе 5 орденов и множество медалей!). Лауреат Государственной и Ленинской премий. А ещё – потрясающий рассказчик!
Его имя вошло в поговорку. Много лет красноречивым людям, всяческим златоустам иногда с иронией, иногда с восторгом говорили: «Ну, ты – Андроников!»
К счастью, советское телевидение запечатлело многие рассказы этого талантливого человека!
Ираклий Луарсабович Андроников обладал особым даром – артистическим гипнозом. Он умел с головой погрузить слушателей в те обстоятельства, о которых повествовал. Люди, присутствующие в зале или сидящие у телеэкранов, невольно становились «свидетелями» разворачивающихся на их глазах событий из жизни великих людей. Более того. Андроников щедро награждал своих зрителей мощным интересом к тому, о чём рассказывал.
А рассказывал он о писателях, поэтах, музыкантах, актерах, ученых… О Пушкине и Одоевском, о Блоке и Есенине, об Алексее Толстом и Маршаке, о Качалове и Тарле…
Но настоящей страстью Андроникова был Лермонтов, его судьба, его творения. Ещё в студенчестве, в годы учебы в Ленинградском университете, Андроников начал свои исследования, публикуя статью за статьёй в филологических журналах.
По крупицам он готовил первую, но далеко не последнюю книгу о поэте. Монография «Жизнь Лермонтова» вышла в свет в 1939 году. Тогда же молодого учёного-филолога приняли в Союз писателей СССР. Кандидатскую диссертацию Андроников защитил в 1947 году. И, конечно же, она была посвящена Лермонтову. А книга «Лермонтов в Грузии в 1837 году» была в 1956 году засчитана Московским университетом как докторская диссертация!
А ещё Андроникову удалось всю страну заинтересовать "загадкой Н.Ф.И." – таинственным эпизодом из жизни юного Лермонтова, влюбленного в Наталью Федоровну Иванову.
Об этой красавице 19 века Ираклий Луарсабович изначально, казалось, знал всё, но на протяжении 50 лет он находил всё новые и новые штрихи к этой истории.
Свои литературные исследования и находки Ираклий Луарсабович часто облекал в форму захватывающих рассказов и выступал с ними и в огромных концертных залах, и на радио, и на телевидении. Его слушали, затаив дыхание. И тот, кто хоть раз видел эти выступления, едва ли их забудет. Потому что Андроников – это, несомненно, бездна обаяния и интеллекта!
Ираклию Луарсабовичу, кажется, единственному из литературоведов в стране удалось приобщить тысячи и тысячи советских людей к научным исследованиям. С его лёгкой руки история русской словесности стала интересна не только для профессионалов.
А ведь Андроников от природы, как он сам признавался, был крайне стеснителен. Выступления перед публикой поначалу давались ему непросто. В то время он, совсем еще молодой, был лектором Ленинградской филармонии. Перед своей первой публичной лекцией, чтобы совладать с волнением, он даже ходил на приём к врачу- гипнотизёру. Впрочем, доктор от гипноза отговорил и просто внимательно выслушал всю подготовленную им речь. С лекцией, посвящённой симфонии композитора Сергея Танеева, начинающий лектор и вышел на сцену филармонии.
Позже по мотивам этого выступления Андроников будет исполнять уморительно смешную зарисовку «Первый раз на сцене». Уверены, кто слышал – едва ли мог сдержать слёзы от смеха.
Хотите – улыбнёмся вместе! Дело было так.
Выступление для молодого лектора прошло, как в тумане. После он осторожно спросил у знакомых: «Ну, как всё было?» В ответ услышал: «Конечно, теоретически можно допустить, что бывает и хуже… Но ты должен гордиться тем, что гаже покуда ничего ещё не бывало… Нам жаль не тебя. Нам жаль Госцирк! Лучшая цирковая программа прошла не у них, а у нас…»
Друзья поведали Ираклию дущераздирающие подробности: «Сначала ты начал кому-то в зале лихо подмигивать. Подмигивал долго. Затем ты отворил рот и закричал: «Танеев родился от отца и матери!» Помолчал и прибавил: «Но это условно!» Потом сделал новое заявление: «Настоящими родителями Танеева являются Чайковский и Бетховен». Помолчал и добавил: «Это я говорю в переносном смысле…»
Потом ты сказал: «Танеев родился в 1856 году, следовательно, не мог родиться ни в 58-м, ни в 59-м, ни в 60-м…» Так ты дошёл до 74-го года. Но тут ты, наконец, заговорил о творчестве: «Танеев не кастрюли паял, а создавал творения. И вот – его лучшее детище!» И ты несколько раз долбанул по лысине концертмейстера, почтенного Илью Осиповича, так что все подумали, что он и есть любимое детище великого музыканта. Никто не понял, что ты говоришь о симфонии. Тогда ты решил уточнить и крикнул: «Сегодня мы играем Первую симфонию до минор! Первую, потому что у него были и другие, хотя Первую он написал сперва…»
Потом ты помолчал и крикнул: «Ах, что это я болтаю… Как бы меня не выгнали!..»
Тут публике стало совсем дурно, одновременно от радости и конфуза…»
Вот таким было первое выступлений Андроникова перед слушателями! Но лиха беда – начало!
Воспоминания об этом «историческом» событии стали основой очень смешной сценической миниатюры. Она была неимоверно популярна: выходила на пластинках, звучала по радио и телевидению, а уж со сцены Андроников представлял её несколько десятилетий, не теряя куража. В этом смысле Андроников был заправским актером. Всё-таки звание "народного СССР", которое он получил на восьмом десятке лет, просто так не присуждали. Андроников был единственным в стране и доктором филологических наук, и народным артистом СССР. Кстати, невиданный, случай среди писателей! А уж тем более – среди учёных!
В 1954 году Андроников впервые выступил на телевидении. Потребовался его авантюризм, его азарт, чтобы включиться в новое дело, в которое тогда мало кто верил.
Трудно было предположить, что телевизоры вскоре появятся едва ли не в каждом доме. Но Андроников дождался телевизионного бума и стал самым узнаваемым литературоведом в стране.
Постепенно сложился цикл передач «Рассказывает Ираклий Андроников». Эти передачи моментально собирали у радиоприёмников и «голубых экранов» множество людей разного возраста.
О мастерстве подачи информации, о непревзойдённом даре перевоплощения Андроникова ходили легенды. Он говорил не по заученным текстам, а смело и свободно импровизировал. Сюжеты его рассказов при каждом следующем исполнении обрастали неожиданными подробностями и окрашивались новыми эмоциями.
Андроников удачно сочетал исследовательскую основательность с «очаровательным лицедейством». Он не боялся показаться несколько легкомысленным, доказывая, что наука не обязана постоянно быть торжественно-академичной и непонятной для широкой публики. Нет! Она может быть захватывающе интересной! В исследовании имеют право присутствовать и приключения, и загадки, и тайны, и даже детективная составляющая.
Свидетели выступлений Андроникова вспоминают: «Менялся он на сцене неуловимо - как, наверное, и полагается в театре одного актера. То выглядел барственно, то становился элегичным, то заставлял зрителей хохотать до упаду, то трепетал, как на исповеди... Он умел держать и паузу, и серьезное лицо. Невозможно забыть его слез, когда он рассказывал о последних днях Пушкина или о трагедии Есенина…»
Чуковский остроумно и точно написал о его манере: "У какого другого историка старинной словесности вы могли бы прочитать по поводу его литературных исследований такие, например, горячие и нервные строки: "я прямо задохнулся от волнения", "я чуть не захохотал от радости", "я ахнул", "вся кровь в голову", "сердце испуганно ёкнуло", "даже в жар бросило"… Можно подумать, что дело идет не о мирных поисках старинных бумаг и портретов, а, по крайней мере, об охоте на тигров".
Славился Андроников и как пародист. Изображал Алексея Толстого, Сергея Есенина, многих других писателей и музыкантов…
Есть легенда, что молодым талантом заинтересовался Сталин. И спросил: «А меня можете показать?»
«Вас – нэ решаюсь!» - веско произнёс Андроников и сделал характерный жест рукой с воображаемой трубкой.
Было ли это? Не так уж и важно. Важнее, что об Андроникове складывали легенды.
Да, Ираклия Андроникова любили как артиста, как настоящую звезду эстрады и телевидения. Но в первую очередь он всё-таки принадлежал миру литературы. И создал книги, которые, надеемся, будут читать и переиздавать еще много лет.
На фото:
Юные читатели библиотеки Мария Смирнова и Анастасия Грачёва, ученицы лицея №11 им. Т.И. Александровой, которым учитель литературы объяснил, что изучение творчества Лермонтова невозможно без Андроникова!
Абонент Центра чтения Баязитова Светлана Айметовна, бывший фармацевт, ныне – пенсионер, прекрасно помнит выступления Андроникова по телевидению и тоже заинтересовалась его книгами.
Материал подготовила главный библиотекарь Центра чтения Нагибнева И.Н.
- 143 просмотра