ИМЕНИННИК ДНЯ. ГРИГОРИЙ ОСТЕР (1947г.) И ЕГО ПАРАДОКСАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

27.11.2023 | 334 просмотра(ов)

Мы произносим имя Григория Остера, и мгновенно возникает ассоциация: «ВРЕДНЫЕ СОВЕТЫ»!

В начале 90-х, когда в журналах и газетах появились первые «вредные советы», педагоги попадали в обморок, а дети, родители и весь читающий народ пришёл в бурный восторг. Ибо это было ярко, неожиданно, остро. И, видимо, давно хотелось чего-то подобного.

Стихи имели оглушительный успех. Люди взахлёб цитировали их друг другу. Сразу же появилось множество подражателей, пытающихся имитировать подобный стиль…

Давайте вместе попробуем понять, в чем причина такого триумфа. Тем более что «Вредные советы» и другие произведения писателя – это хороший повод поразбираться в детской психологии и выяснить педагогические воззрения самого Остера.

Скажем так: Остер – писатель, духовно близкий тем родителям, для которых слова «назидательный», «дидактический» и тому подобные вызывают здоровое отвращение.

В своих  книгах Остер сделал несколько важных открытий.

Во-первых. Все взрослые произошли от детей! Со всеми вытекающими последствиями…

Во-вторых. Родители не обязаны всё время быть серьёзными! Остер уверяет, что, если перевести конфликтную ситуацию в плоскость «шутки юмора», то можно решить многие проблемы без конфликта.

На фото: абонент Центра чтения, воспитатель детского сада № 45 Ольга Васильевна Кузнецова убеждена, что книги Григория Остера должны быть в каждом доме, где есть дети! Впрочем, считает она, эти книги будут интересны и взрослым!

Если книг Остера нет в домашней библиотеке, то всегда можно прийти вместе с ребенком в Центр чтения и сообща выбрать то, что заинтересует и его, и родителей.  Благо в фондах Центра чтения остеровских книг имеется огромное количество! И, скорее всего, со временем вы перечитаете всё, что написано этим замечательным писателем!

Конечно же, ни один нормальный ребёнок следовать «вредным советам» не будет. Дети прекрасно понимают, что это игра. Ну, а что касается наказания, то мотив возмездия за совершенные проступки присутствует почти в каждом «совете». Однако наказание и ремень как его символ перестают носить пафосный характер. По Остеру, не ребенок заслуживает жалости и сочувствия, а доведённый до белого каления взрослый. Отсюда вывод: дети должны слушаться не из-за страха наказания, а просто из доброго отношения к своим родителям, у которых и так много проблем… 

И всё это изложено Остером изящно, мягко, без всякой назидательности и даже с легкой ностальгической ноткой:

Ничего прекрасней детства человеку не дано.

Свет его сквозь годы мчится в подрастающей душе.

Знай, что в каждом взрослом сердце есть заветный уголок,

Там калачиком свернулся папин старенький ремень…

(Григорий Остер «Вредные советы-3»)

В общем, для детей, выросших на «Вредных советах» и на других книгах Остера, ремень перестал быть страшным в своей унизительности…

Григорий Бенционович Остер родился в 1947 году в городе… Ну, в каком городе мог родиться такой замечательно остроумный, ироничный писатель?!? Конечно, в Одессе! Он появился на свет в семье судового механика. Как утверждает сам Остер: «В это время была страшная буря; но, как только я родился, всё утихло…»

Вряд ли Григорий в детстве был тихим пай-мальчиком. Пай-мальчик никогда бы не смог придумать «вредных советов» для непослушных детей.

Кроме того, здесь присутствует огромный опыт наблюдений за детьми, в том числе – и за собственными. А их у Остера – пятеро! А теперь есть уже и внуки!

Стихи Остер начал сочинять в 16 лет. Первая его книжка «Время твоё» (1974) вышла в Мурманске. Это был сборник абсолютно взрослых стихов. Его долго и печально сокращали, но автора это не очень смутило. Он служил тогда матросом на Северном флоте и считал, что вся жизнь еще впереди…

Высшее образование Остер решил получить в Московском литературном институте им. Горького. Педагоги никак не могли определиться: поэт Григорий Остер или не поэт, - и на всякий случай отправили его заниматься драматургией.

В Литературном институте Остер умудрился проучиться 12 лет. Учился он заочно, работая в Ялте ночным сторожем. За эти годы он понял, что писать для взрослых ему не интересно. Да и издавать взрослые стихи было очень сложно. Как говорил сам Остер: «При Советской власти публиковали стихи только на две темы: про любовь и про партию. Причём, под любовью подразумевали любовь к партии».

Тогда он подумал, что, если начнёт писать для детей, то ему легче будет преодолевать цензуру и зарабатывать деньги, поскольку ничего другого, кроме как писать, он не умел…

Похоже, многие детские писатели и переводчики этого периода пришли в детскую литературу тем же самым путём.

Как мы уже сказали, Григорий Остер по образованию драматург. А что пишут детские драматурги? Пьесы для детей, сценарии мультфильмов, сценарии детских теле- и радиопередач… Стихи тоже пишут…

И всё же всевозможные чиновники, курирующие детскую литературу, продолжали раздражаться: им казалось, что Остер их обманывает, что он только маскируется под детского писателя, а на самом деле пишет для взрослых.

Подобную репутацию писатель обрел в 70-е годы, когда его произведения появились в виде мультфильмов и пьес для детских театров. Задумчивые и размышляющие персонажи Остера значительно отличались от бодрых героев советских сказок.

Давайте припомним некоторые из произведений Остера. 

 «КОТЕНОК ПО ИМЕНИ ГАВ». Это история про котенка, который появился на свет в не очень-то приветливом мире. Никто не жаждет о нём заботиться. Хорошо, если не обижают. Ещё и имя у него случилось совсем не подходящее для котёнка… Маленький философ защищён только своей безграничной открытостью и доверчивостью. 

«Котёнка с таким именем во дворе ждут неприятности»,– сказал один взрослый черный кот. «Меня ждут! Надо идти!» - подумал котенок Гав и отправился на встречу с неприятностями…

Мы прекрасно помним как Гав и его друг щенок Шарик предпочли «бояться грозы» на чердаке, где страшно, а не внизу, за закрытыми дверями, где раскатов грома совсем не слышно. Или как котенок «надёжно спрятал» котлету Шарика в собственном  животике. Помним и другие приключения трогательного маленького существа по имени Гав.

 «ТРИДЦАТЬ ВОСЕМЬ ПОПУГАЕВ». Я насчитала в этом цикле 13 сказочек. Вы их помните? Если не по книжке, то хотя бы по мультикам? Это истории про друзей Мартышку, Удава, Слонёнка и Попугая. Впервые герои появились в сказке «Как хорошо дарить подарки». Считается, что в этих четырёх персонажах Остер вывел четыре типа человеческого темперамента: взбалмошная торопыга Мартышка – холерик, неторопливый, философичный Удав – флегматик, бойкий и умный Попугай – сангвиник и меланхолик Слонёнок. Мы понимаем, что чистых образцов того или иного вида темперамента не существует. В каждом ребёнке тоже намешено много всего. И у каждого свои пропорции: в ком-то больше слоненка, а в ком-то – мартышки…

Книжные герои живут, общаются и решают по ходу действия «основные вопросы философии»:

- Как отличить «много» от «мало»?

- Не опасно ли спорить с законами природы?

- Обязательно ли в жизни иметь цель или можно гулять просто так?

Да, они очень много размышляют. Как говорит Удав: «У меня есть мысль, и я её думаю…»

Все остеровские сюжеты построены на каламбурах, на игре слов. Так, Мартышка хочет получить реальный, прямо-таки осязаемый ПРИВЕТ, а бабушка Удава  настаивает на том, что детям нельзя играть без ПРИСМОТРА.  

Читая  эти книги, дети тоже учатся играть со словами и смыслами: вывёртывать наизнанку, поворачивать-переворачивать, придумывать словесные перевёртыши и кувырки.

«ПЕТЬКА-МИКРОБ». В этой книжке живут микробы, которые постоянно спорят с учеными. Микробы живут на одном конце микроскопа, который увеличивает, а ученые – на другом, который уменьшает. Дело доходит до того, что самый маленький микроб Петька и самый младший научный сотрудник показывают друг другу язык! И ничего, мирятся потом. Ведь живые с живыми всегда могут договориться, даже если они живут на разных полюсах  микроскопа…  А ещё – полезные могут дружить с вредными. Например, полезный микроб Петька, который делает из молока кефир, дружит с вредным микробом Ангинкой, который живёт в третьей (именно в третьей!) порции мороженого…

В мире книг Остера – всё живое, всё наделено душой и речью на равных правах: и большое – и маленькое, и вредное – и полезное…

Смешно ли вам читать «Советы» Остера и другие его книги? Интересно ли? Если вам смешно и интересно, то и вашему малышу тоже будет смешно и интересно. А если нет – значит, Остер, к сожалению, не ваш писатель. Закройте книгу и возьмите ремень…

 

Материал подготовила главный библиотекарь Центра чтения Нагибнева И.Н.

Русский