КРАСНАЯ ШАПОЧКА, ЗОЛУШКА, СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА, ГОЛЫЙ КОРОЛЬ… Нет. Речь пойдет не о Шарле Перро. И не о Хансе Кристиане Андерсене…
Сегодня поговорим о писателе, который обладал счастливой способностью дополнять и развивать чужие замыслы, доводя их до совершенства. Он известен своими потрясающе добрыми и остроумными изложениями известных на весь мир сказочных сюжетов, беря их за основу своих пьес. Старые сказки, преображенные его талантом, наполнялись новым, неожиданным смыслом, а любимые сказочные герои оказывались в абсолютно новых, предложенных автором обстоятельствах.
И, хотя сказочных пьес у именинника сегодняшнего дня Евгения Львовича Шварца было не очень много, но славу ему принесли именно они.
Родился Е.Л. Шварц (1896-1958) в Казани, в семье земского врача. И отец, и мать будущего писателя обожали театр и с удовольствием участвовали в любительских спектаклях. Кроме того, мать часто читала своим детям вслух. Поначалу, конечно, сказки. Маленький Женя ужасно боялся, что в сказке всё закончится плохо. Он вспоминал: «Если я отказывался есть котлету, мама начинала рассказывать сказку, где герои сразу же попадали в безвыходное положение. «Доедай, а то все утонут», - говорила она. И я доедал…»
Отец семейства не раз обвинялся в революционной деятельности. Ему запретили проживание в крупных городах. После многочисленных переездов семья поселилась в маленьком южном городке Майкопе. «Город моей души» - так с любовью называл его Шварц. Здесь были прекрасная библиотека и театр. Здесь у него появились друзья, те, что «на всю жизнь». Здесь пришла первая любовь.
В 1916 году Шварц был призван в царскую армию. В 1918 году он вступил в белую Добровольческую армию, участвовал в Ледяном походе Корнилова. В одном из боев был тяжело контужен и, как следствие, на всю жизнь приобрел сильный тремор рук.
Оправившись от контузии, Шварц поступил в ростовский университет на юридический факультет, однако обучение не закончил, так как всерьёз увлекся театром. Осознав, что театр его интересует больше, чем профессия юриста, Шварц бросил университет и стал актером ростовской «Театральной мастерской». Вскоре вместе с «Мастерской» перебрался в Санкт-Петербург.
Здесь, в Петербурге, с актерством было покончено. Судьба неумолимо подводила молодого человека к литературному творчеству, к которому, по его словам, он «от избытка уважения подходил на цыпочках, робко улыбаясь».
В литературной среде Евгения Шварца знали как «устного писателя» - прекрасного рассказчика, блестящего импровизатора. А он все не решался написать что-то для публикации. Он был так строг и требователен к себе, так совестлив и самокритичен, что долгое время не мог целиком отдаться литературной работе.
К собственным сочинениям Шварц относился без придыхания, писателем себя никогда не называл, считая, что это слишком высокое слово.
Началом своего творческого пути Евгений Львович считал опубликованные в 1924 году в журнале «Воробей» «Рассказы старой балалайки». Позже стихи и рассказы Шварца охотно печатали все детские журналы Ленинграда («Ёж», «Чиж» и др.)
Начав свой путь в литературе книгами для детей, Шварц не захотел быть только детским писателем, хотя любил и понимал детей, как никто другой. В тяжелый период политических репрессий ему хотелось говорить о многих важных вещах. И вот тут-то Шварц возвращается к театру. Конечно же, он его не забыл. Разве можно забыть то, что любишь всем сердцем?!? Шварц начал сочинять пьесы.
Главным театром в судьбе Шварца стал ленинградский Театр комедии, который возглавлял талантливый режиссер Николай Акимов. В годы войны труппа долго оставалась в Ленинграде и играла спектакли. Шварц активно участвовал в жизни театра, хотя от голода еле держался на ногах. Когда Театр комедии эвакуировали в Душанбе, туда немедленно вызвали и Шварца. Он был зачислен на должность заведующего литературной частью.
Здесь Шварц написал пьесу «Дракон», которую сыграли в 1944 году уже в Москве, куда театр приехал из эвакуации.
«Дракон» - это невероятно мудрая сказка для взрослых про страшное чудовище, которое вот уже несколько столетий правит городом. Под его властью люди давно потеряли человечность, стали безразличны, трусливы и лицемерны. Но однажды в город пришел странствующий рыцарь Ланцелот, без кольчуги и меча, но с отвагой в сердце.
Пьеса начинается как детская сказка, но вскоре становится по-настоящему горькой историей «о драконе в себе». Потому что не так страшен дракон, как то, что он выращивает в сердцах людей. Пьеса рассказывает о яростном сопротивлении внутреннему дракону, который есть в душе человека. Труднее всего бороться именно со злом, которое в нас самих. Но отступать перед ним – подло. Главное – начать бороться. Остальное приложится!
В эпоху нарастающих репрессий Шварц проявил настоящее мужество. Он явно справился со своим «внутренним драконом»! «Я испытывал ужас, но я чувствовал, что не могу выступить против Олейникова, хоть умри». Он защищал гибнущих друзей. Он взял в семью дочку арестованного Заболоцкого.
Шварц не ждал от людей многого, не требовал от них героизма. Потрясает суждение писателя о реакции многих литераторов на случившееся с Зощенко: «История есть история. И некоторые действовали в силу исторической необходимости. Но я ненавижу тех добровольцев, что до сих пор бьют лежачего…»
Известны и слова Зощенко, обращенные к Шварцу на юбилейном вечере: «В юности я требовал от людей доблести, позже – простой порядочности, теперь я молю только о приличии. Женя, вы – очень приличный человек!»
В 1945 Шварц написал сценарий «Золушки», самой волшебной, самой остроумной и самой любимой нами сказки. Фильм по этому сценарию был снят через пару лет с Яниной Жеймо, Фаиной Раневской и Эрастом Гариным в главных ролях.
В 1956 году в Театр комедии вернулся режиссер Николай Акимов, в свое время отстранённый от руководства театром. И первое, что сделал Акимов, - это поставил на сцене родного театра спектакль по новой пьесе Шварца «Обыкновенное чудо».
С огромным успехом «Обыкновенное чудо» ставили многие театры Москвы и Ленинграда.
Марк Захаров создал великолепный фильм по этой пьесе. В главном герое Волшебнике легко узнается сам Шварц, а в жене Волшебника – Екатерина Ивановна, жена писателя, красавица и умница, с которой он душа в душу прожил 30 лет. Именно ей, той самой Хозяйке, которая с нежностью и пониманием принимает все сумасбродства мужа-волшебника, посвящен этот гимн безрассудной любви.
Последний год Шварц писал очень мало: инфаркт, долгие месяцы постельного режима, невозможность работать, апатия... Жизнь, как он говорил, «свелась к ожиданию смерти».
Писатель Леонид Пантелеев вспоминал, как однажды Шварц печально пошутил: «Я испытываю судьбу. Я подписался на 30-томное собрание сочинений Диккенса. Интересно, на каком томе ЭТО случится?»
Случилось на третьем. На его любимом «Пиквикском клубе». 15 января 1958 года.
Последние слова Евгения Львовича были обращены к любимой женщине: «Катя, спаси меня…» Он был уверен, что она может спасти его от чего угодно.
Творческое наследие Шварца не так велико, как бы нам хотелось. Он написал два десятка пьес, несколько рассказов и сказок (в том числе «Сказку о потерянном времени»), полтора десятка киносценариев, в числе которых знаменитая «Первоклассница» - добрая и смешная история о маленькой девочке Марусе, которая первый раз идет в школу.
Наверное, Шварц, ушедший из жизни в 61 год, действительно, многого не успел. Но на самое главное – подарить людям сказку и волшебство – у него времени хватило…
Если вы хотите получить уроки рыцарства, а детям как можно раньше сделать прививку благородства – приглашаем в Центр чтения за книгами не просто ВОЛШЕБНИКА, а ДОБРОГО и УМНОГО ВОЛШЕБНИКА! Который писал очень-очень нужные сказки! Нужные во все времена.
На фото: абонент Центра чтения, начальник отдела кадров витаминного завода Ирина Витальевна Черепанова знакомится с книгами Евгения Шварца из фонда отдела.
Материал подготовила главный библиотекарь Центра чтения Нагибнева И.Н.
- 1019 просмотров