Ведя речь об имениннике сегодняшнего дня, о великой русской императрице, мы, пожалуй, выберем ракурс не совсем обычный: будем говорить не столько о личности Екатерины и её великих делах, сколько о том её образе, который был создан писателями, поэтами и живописцами в XVIII-м веке. Создан, разумеется, под её личным чутким руководством.
Именно Екатерина Великая (1729-1796), первая из русских самодержиц, начала сознательно работать, как бы мы сейчас сказали, над созданием собственного имиджа. Свой многогранный образ Екатерина Алексеевна продумывала до мелочей и последовательно воплощала его в жизнь. И она очень и очень придирчиво отслеживала, как всё придуманное ею отражалось в литературе и искусстве. Попробуем перечислить некоторые из граней этого сложного образа.
1. Первая и, пожалуй, главная ипостась, над которой Екатерина работала особенно тщательно, такова: всем и каждому с первого же взгляда должно быть понятно, что перед ними – настоящая царица!
Так оно и было. Вот как свое впечатление от встречи с русской императрицей описывает французская художница Элизабет Виже-Лебрен: «Прежде всего меня удивил её маленький рост: я представляла себе Екатерину столь же высокой, как и её слава… В торжественные дни её высоко поднятая голова, орлиный взгляд и гордая осанка были настолько полны величия, что она показалась мне царицей мира…»
Видите: Екатерина воспринималась современниками не просто царицей одной страны, а царицей целого мира!!!
Певцом Екатерины, изобразившим её в многочисленных торжественных одах, был Г.Р.Державин. Самая знаменитая его ода, посвященная императрице, называется «Фелица». Кстати, Фелицей Екатерину стали называть после того, как в печати появилась написанная ею для внуков сказка, названная по имени главной героини – «Фелица».
Воистину, образ идеальной государыни удался Державину на славу!
2. Великая императрица, однако, была женщиной. И ей, как всякой женщине, хотелось, чтобы её воспевали в стихах и изображали на полотнах как настоящую красавицу, как богиню любви и красоты (Венера, Киприда). Благосклонна она была прежде всего к тем поэтам и художникам, которые подчеркивали её «неземную прелесть».
«Небесно-голубые взоры и по ланитам нежна тень
Сквозь мрак времен, стихиев споры блистала бы, как ясный день;
Как утрення заря весення, так улыбалась бы она;
Как пальма в рае насажденна, так возвышалась бы стройна…»
(Г.Р.Державин «Изображение Фелицы»)
На всех парадных портретах императрицы мы воочию видим её красоту: грациозные движения изящных рук, обворожительную улыбку, роскошные волосы, гордую осанку. Красавица? Безусловно! Причем, всегда. Даже на тех портретах, которые сделаны уже в пожилом возрасте.
Таким образом, говорить о русской царице как о непререкаемой красавице стало, по сути, штампом в литературе и живописи.
Вот как описывает Екатерину (уже в XIX в.) Н.В.Гоголь в повести «Ночь перед Рождеством»: «Тут осмелился и кузнец поднять голову и увидел перед собой небольшого роста женщину, несколько даже дородную, напудренную, с голубыми глазами… В это время кузнецу принесли башмаки. «Боже ты мой! Что за украшение!- воскликнул он, радостно ухватив башмаки. - Ваше царское величество! Что ж, когда башмаки такие на ногах, какие ж должны быть самые ножки? Думаю, по малой мере, из чистого сахара!»
Государыня, которая точно имела самые стройные и прелестные ножки, не могла не улыбнуться, слыша такой комплимент из уст простодушного кузнеца…»
Не правда ли, запоминающийся образ у Гоголя: голубоглазая красавица с сахарными ножками…
3. Умнейшая и образованнейшая женщина своего времени, Екатерина с удовольствием видела себя не только в образе богини любви и красоты Киприды, но и в образе богини мудрости Афины Паллады (древнегреческая мифология) или Минервы (древнеримская мифология). Она гордилась тем, что собственноручно пишет законы, и эти законы мудры и исполнены любовью к народу. Именно такой момент запечатлен на миниатюре «Екатерина Великая с текстом «Наказа» в руках». Мы видим, что императрица усердно работает. Лишь на мгновение она оторвалась от бумаг, чтобы взглянуть на художника и тут же снова погрузиться в важную законодательную работу.
«…которая сама трудится для блага области своей
И спать в полудни не ложится;
Которая законы пишет, любовию к народу дышит…
…Дарит и счастье, и покров, и не сидит поджавши руки…»
(Г.Р.Державин «Решемыслу»)
Выразительными деталями поэт подчеркивает работоспособность императрицы: она вся в трудах и заботах, никогда не сидит сложа руки, то есть – без дела,
отдыхать среди бела дня не ложится…
Портрет кисти Д.Г. Левицкого «Екатерина II-законодательница в храме богини Правосудия» (1783), один из самых известных портретов Екатерины, является великолепной иллюстрацией к строчкам из оды Державина «Видение мурзы»:
«Виденье я узрел чудесно: сошла со облаков жена,
Сошла – и жрицей очутилась или богиней предо мной.
Одежда белая струилась на ней серебряной волной…
Простёртой на алтарь рукою на жертвенном она жару
Сжигая маки благовонны, служила вышню божеству…»
Перед нашим взором разворачивается настоящее античное действо:
богиня мудрости Минерва, облаченная в белоснежный хитон, сжигает на жертвенном огне алые маки – символ лени, покоя, сна. Снова подчеркивается, что императрица жертвует своим покоем ради блага подданных.
4. Кстати, говоря об образе Афины Паллады, мы не должны забывать, что она ещё и богиня победоносной войны. Воплощение воинской доблести – это следующая грань образа императрицы. Сама Екатерина с гордостью носила звание полковника Преображенского полка, любили ездить верхом, частенько одевалась в мундиры. По её приказу создавалась своеобразная летопись русской воинской славы: в любимом ею Царскосельском парке возводились триумфальные арки, колонны, обелиски в честь побед русского оружия: Чесменская колонна, Кагульский обелиск, Морейская колонна...
Вот как эта грань образа Екатерины отразилась в литературе:
«Одень в доспехи, в брони златы
И в мужество её красы:
Чтоб шлем блистал на ней пернатый,
Зефиры веяли власы;
Чтоб конь под ней главой крутился
И бурно брозды опенял:
Чтоб Норд седый ей удивился
И обладать собой избрал…»
(Г.Р.Державин «Изображение Фелицы»)
Екатерина очень старалась, чтобы в памяти современников, а затем и потомков, она осталась победоносной воительницей Афиной Палладой.
5. Следующая ипостась, над которой императрица работала тоже весьма тщательно, такова: немка по рождению, она стала самой прорусской императрицей в истории России. Она овладела русским языком в такой степени, что сделалась весьма заметным литератором своего времени. Именно при Екатерине была основана Российская академия для изучения родного языка. Изображенная в русском национальном костюме, она смотрится, может, чуточку карнавально, но вполне гармонично.
6. Подчеркнем ещё и такой момент: при всей царственности Екатерины современники отмечали её необыкновенную простоту. Не случайна ситуация у Гоголя, когда Вакула запросто заговорил с царицей, и та отвечала ему милостиво. Похожая ситуация описывается и в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Помните, Маша Миронова приезжает в столицу хлопотать за своего жениха Петрушу Гринева, останавливается в Царском Селе у родственницы. И вот утром происходит встреча, которая изменит к лучшему жизнь двух молодых людей.
«Вдруг белая собачка английской породы залаяла и побежала ей навстречу. В эту минуту раздался приятный женский голос: «Не бойтесь, она не укусит». Марья Ивановна увидела даму, сидевшую на скамейке противу памятника… Дама была в белом утреннем платье, в ночном чепце и душегрейке. Лицо её, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую… Всё в неизвестной даме невольно привлекало сердце и внушало доверенность…»
Екатерина II выведена у Пушкина персонажем эпизодическим, но очень привлекательным. Именно она, поверив в искренность Марьи Ивановны, разрешит все проблемы капитанской дочки и её жениха.
Пушкин утверждал, что он работал над этой сценой, находясь под впечатлением от картины В.Л. Боровиковского «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке» (1794).
Как видим, образ русской императрицы Екатерины Великой, тщательно продуманный и созданный ею, весьма и весьма многогранен, что и отразилось в литературе и живописи XVIII-го, а затем и последующих веков.
Центр чтения извещает, что в «арсенале» отдела есть презентация «Екатерина Великая: грани образа» (продолжительность 1.5 часа), где более подробно раскрывается эта тема. С удовольствием примем ваши заявки, в том числе и по Пушкинским картам! Добро пожаловать в Центр чтения!
Материал подготовила главный библиотекарь Центра чтения Нагибнева И.Н.
- 1477 просмотров