ИМЕНИННИК ДНЯ. БОЖЕСТВЕННАЯ САРА БЕРНАР (1844 – 1923)

22.10.2024 | 288 просмотра(ов)

Марк Твен однажды определил 5 «видов» актрис:

  1. плохие актрисы
  2. беспристрастные актрисы (думается, что к этому разряду он относил тех, кто вполне владеет техникой актерского мастерства, но не вкладывает много души в исполнение…)
  3. хорошие актрисы
  4. великолепные актрисы
  5. САРА БЕРНАР!!!

Сегодня исполняется 180 лет со дня рождения великой, экстравагантной, ни на кого не похожей французской актрисы.

Накануне её юбилея мы в рамках проекта «Новый старт. 55+» вспоминали Сару Бернар в связи с произведением Александра Дюма-сына «Дама с камелиями». Главная героиня пьесы куртизанка Маргарита Готье – одна из лучших ролей «божественной Сары».

Кстати, Сара Бернар, урождённая Генриетта Розина Бернар (Сара – псевдоним), появилась на свет в семье куртизанки. Её мать, красавица Юдифь Бернар, имела эффектную внешность, хороший вкус, изысканно одевалась, что обеспечивало ей безбедное существование в Париже за счёт состоятельных поклонников. Получается, что материал пьесы про судьбу куртизанки был знаком великой актрисе не понаслышке с самого детства.

Желанным ребенком Генриетта Розина не была, так как мешала матери вести беззаботную жизнь. Поэтому Юдифь Бернар быстренько спровадила дочь в Бретань, в деревню к кормилице. Там девочка жила до 4-х лет. Жила бы и дольше, но произошёл несчастный случай. Кормилица отлучилась, а маленькая Генриетта подошла слишком близко к камину, и её платье загорелось. Спасли ребёнка соседи. Юдифь в это время путешествовала по Европе с очередным покровителем. Её вызвали к дочери, и она забрала Сару в Париж. Впрочем, вместе они были недолго. Вскоре мать вновь упорхнула, оставив дочь на попечение новой няньки...

Одним словом, жизнь девочки легкой не была. Сара замкнулась, с ней стали случаться нервные припадки. Однажды во время такого приступа она упала и сломала себе руку и ногу. После этого мать вновь забрала дочь к себе. Грамоте девочка обучена не была. Поэтому её  снова отсылают из дома, на этот раз в школу мадам Фрессард. Вот там-то она впервые приняла участие в школьном спектакле. Во время представления Сара увидела, что в зал входит её мать,  решившая вдруг навестить дочь. С маленькой Бернар вновь случается нервный припадок, она напрочь забывает текст и проваливает спектакль. С той поры страх сцены, страх забыть текст будут преследовать актрису даже в период её мировой славы.

В подростковом возрасте Сара была очень худенькой и постоянно кашляла. Доктора поставили ей страшный диагноз – туберкулёз. И предрекли скорую кончину.

Девочка-подросток становится одержима темой смерти. Чего только стоит гроб, который она попросила купить, когда врачи поставили неутешительный диагноз. Правда, гроб был красивый, розового дерева. Как уж она уговорила мать на эту покупку – неизвестно, но домовина была приобретена. Современные детские психологи сказали бы, что девочка, растущая в отсутствии материнской любви и заботы, скорее всего, просто хотела внимания и сочувствия…

Каким-то чудесным образом сразу после покупки ритуального предмета Сара пошла на поправку и поэтому стала считать его своим талисманом. Мрачный (хоть и розового цвета) атрибут остался в интерьере её апартаментов навсегда. Бернар в своих интервью утверждала, что даже спала в нём на толстом матрасе из адресованных ей любовных писем… Ну, спала – не спала, а фотографировалась в гробу она довольно часто, эпатируя своих поклонников.

В 13 лет Сара впервые попала на настоящее театральное представление в «Комеди Франсез». Позже, в книге воспоминаний «Моя двойная жизнь» она напишет: «Когда занавес медленно поднялся, я почувствовала, что теряю сознание. Можно сказать, в этот момент поднялся занавес моей жизни».

Судьба девочки была решена. Сара поступила в Высшую национальную консерваторию драматических искусств. К вступительным экзаменам она готовилась очень серьёзно, брала уроки актёрского мастерства и дикции. Знаете, у кого?!? У самого Александра Дюма-отца!!! Именно он учил Сару «создавать характеры с помощью голоса и жестов». На вступительных испытаниях юная Бернар очаровала всех членов комиссии – и голосом, и пластикой, а, главное, пониманием того, что делает…

Сара Бернар училась истово, отдавая занятиям всё своё время и силы. Театральный дебют восемнадцатилетней актрисы состоялся в 1862 г. в театре «Комеди Франсез». В спектакле «Ифигения» по пьесе Жана Расина она сыграла главную роль. Но: ни один из критиков не разглядел в дебютантке будущую звезду. Они писали так: «Молодая актриса была сколь красива, столь же невыразительна. Всех покорила лишь золотая масса её пушистых волос». Критики сочли, что это юное создание на сцене долго не задержится, что её имя скоро исчезнет с театральных афиш…

А ведь так и произошло. У Бернар случился конфликт с ведущей актрисой труппы, а, значит, и с администрацией театра. Кстати, директор «Комеди Франсез» изначально не верил в Сару. Он говорил так: «Она слишком тощая, чтобы стать актрисой…»

В общем, сотрудничество с театром начинающая актриса прекратила. Имя её с афиш исчезло. А вернётся Сара Бернар в этот театр только через 10 лет. Триумфатором!

После ухода из труппы для Бернар наступили непростые времена. По оговоркам самой Сары известно, что мать стала настойчиво предлагать ей ту профессию, которой занималась сама. Однако Сара категорически отказалась, хотя и признавала, что профессия весьма доходная.

В это время она родила сына Мориса. Его отцом считается бельгийский принц Анри де Линь, который любил Сару и хотел на ней жениться, но не посмел пойти против воли коронованных родственников, которые, естественно, категорически запретили такой брак. Много лет спустя принц предложил  признать своего сына официально. Это значило, что Морису передались бы титул и знатная аристократическая фамилия. Но молодой человек отказался, сказав, что его вполне устраивает быть сыном Сары Бернар…

Через некоторое время Бернар устроилась в парижский театр «Одеон». Несколько не слишком удачных ролей – и критики, наконец, заметили её Корделию в «Короле Лире».

Путь к великой славе начался!

Однажды на спектакле с участием Сары Бернар присутствовал Виктор Гюго. После представления великий французский писатель сказал актрисе: «Мадам, вы были очаровательны в своём величии! Вы взволновали меня, старого бойца! Я заплакал… Дарю вам слезу, которую вы исторгли из моей груди, и преклоняюсь перед вами…»

«Слеза», кстати, была отнюдь не фигуральная. Она была бриллиантовая и украшала золотой браслет.

В молодости Сара Бернар придумала себе девиз: «Во что бы то ни стало!»  Она заказала себе печать для почтовых бумаг с этими словами. Им она и следовала всю жизнь!

Легендарная актриса – личность яркая, неординарная и эпатажная. Все мы знаем, что Бернар очень часто выбирала роли, которые не подходили ей ни по полу, ни по возрасту, – и с невероятным успехом их исполняла!

Саре было далеко не 20, когда она сыграла роль куртизанки Маргариты Готье. Но разве это её когда-нибудь останавливало?!?! Кстати, актриса много знала о болезни «дамы с камелиями», так как сама в детстве была больна туберкулёзом.

Спектакль длился 9 (!) часов кряду. С шести вечера до трёх часов утра зрители не отрывали глаз от сцены, где разворачивалось трагическое действо. Бернар играла смерть Маргариты Готье так проникновенно, на таком нерве, что весь зал рыдал в голос…

За свою карьеру Бернар сыграла предостаточно и мужских персонажей. Первой такой ролью стал юный паж в пьесе «Одеон». Потом был менестрель Занетто в спектакле «Прохожий».

Придёт время – и Сара Бернар на разрыв аорты сыграет принца  Гамлета. Эту сложнейшую в мировой драматургии мужскую роль 53-летняя актриса исполнила так, что покорила самого Станиславского. Он с восторгом отметил её  красивый голос, отточенную дикцию, пластичность, техническое совершенство, художественный вкус…

Оглушительный успех принесла Саре Бернар роль 20-летнего сына Наполеона Бонапарта в пьесе Эдмона Ростана «Орлёнок». Знаем, что успех спектакля часто  оценивается по количеству выходов на поклоны. Так вот, после спектакля восторженная публика вызывала исполнительницу «на бис» 30 раз!!! А ей на ту пору было уже 56 лет…

Когда великую актрису спрашивали про мужские роли, она отвечала так: «Я предпочитаю не мужские роли, а мужские умы!»

Сара Бернар много гастролировала. Гонорары её были немыслимыми. Она ни в чём себе не отказывала, но в то же время жертвовала огромные суммы на  благотворительность, в том числе – на приюты для бездомных животных.

Три раза актриса посетила Россию. Успех был огромным!!! Она познакомилась с Тургеневым, Станиславским, Чеховым…  В Петербурге Бернар была приглашена на приём к императору Александру III.

Актриса побывала со спектаклями в Австралии, в Южной Америке, объездила всю Европу, девять раз была в США. Во время гастрольных турне Сары Бернар статьи о ней не сходили со страниц всевозможных газет. Причем, на первых страницах всегда была «божественная Сара», а уж потом – политические конфликты, природные катастрофы и прочие происшествия дня. 

В 1912 году 68-летняя Сара Бернар (одна из первых театральных актрис) снялась в немом фильме «Дама с камелиями». А в 70 лет с ошеломляющим успехом сыграла на сцене юную 13-летнюю Джульетту.

А знаете ли вы, что однажды, во время гастролей в Рио-де-Жанейро, Сара Бернар в финальной сцене спектакля неудачно спрыгнула с парапета и повредила колено. Последствия были фатальными. Боли терзали её постоянно. Врачи ничего не могли сделать. В 1915 году, спустя 10 лет после падения, ногу, по настоянию самой актрисы, ампутировали выше колена.

Последние восемь лет Сара Бернар жила на одной ноге, но театр не оставила. В её репертуаре появилось много одноактных пьес, где сюжет позволял не передвигаться по сцене, а находиться на одном месте. Из-за кулис великую актрису выносили на специальных носилках, как восточную принцессу.

Да, она не могла перемещаться по сцене. Да, она постарела и располнела. Но её выразительная мимика, её жесты, её фантастический голос с лихвой искупали неподвижность!

Из жизни Сара Бернар ушла в 78 лет. Незадолго до кончины она собрала своих друзей и спокойно, улыбаясь и шутя, поведала им, как она видит свои похороны. Она лично  назначила шестерых молодых, самых красивых актеров, которые понесут знаменитый розовый гроб с ее телом. Потом сказала: «Я любила в нем спать. Считайте меня не умершей, а уснувшей. Когда-нибудь я проснусь. Проснусь в ком-нибудь другом. Вы меня сразу узнаете, потому что никогда не забудете…»

Известие о смерти великой актрисы пришло в ее родной театр, когда на сцене игрался «Орленок». Зрители молча встали и отправились к Саре Бернар. Актеры, не переодеваясь, в костюмах и гриме тоже пошли прощаться с легендой французского театра…

Весь Париж, без всякого преувеличения, пришел на похороны «божественной Сары». Десятки тысяч почитателей её таланта шли за катафалком. В память о лучшей роли актрисы весь её последний путь до кладбища Пер-Лашез поклонники усыпали камелиями – цветами, которые она так любила. И которые так любила её знаменитая сценическая героиня Маргарита Готье. Похороны великой актрисы превратились в её последний спектакль, ею же и  поставленный…

Приглашаем наших читателей посетить библиотеку, чтобы познакомиться с книгой Сары Бернар «Моя двойная жизнь», с воспоминаниями о ней современников и с исследовательскими работами о жизни и творчестве великой французской актрисы.

 

Материал подготовила главный библиотекарь Центра чтения Нагибнева И.Н.

 

Русский