«ВИКТОР ВАВИЧ». Знакомы ли мы с этим романом Бориса Житкова, именинника сегодняшнего дня? Вот то-то и оно…
А ведь крупнейший литературовед Михаил Гаспаров сказал о произведении так: «Это один из лучших романов во всей русской литературе, включая Толстого». Пастернак добавил: «Какой стыд, что никто не знает эту книгу…» А Андрей Битов подытожил: «Если бы у этого романа была судьба, он встал бы между «Тихим Доном» и «Доктором Живаго…»
Всё правильно: «судьба» должна быть не только у автора, но и у текста.
Кстати, о судьбах… Жизненный путь Бориса Степановича Житкова, автора книги, оказался ну очень затейливым, совершенно непредсказуемым и удивительно насыщенным событиями!!! Настоятельно СОВЕТУЕМ почитать воспоминания о нём современников. Непременно будете впечатлены!!!
Весьма интересны, на наш взгляд, мемуары Корнея Чуковского, одноклассника Житкова по Одесской гимназии. «Мне нравилось, - вспоминает Чуковский, - что Борис живёт в гавани, над самым морем; что у него есть лодка под парусом. Он учил меня гальванопластике, французскому языку (который знал превосходно), завязыванию морских узлов, распознаванию насекомых и птиц, предсказанию погоды, ловле тарантулов…» А ещё юный Житков писал стихи, играл на скрипке Моцарта и Баха, прилично рисовал, знал звёздное небо и даже научился работать на станках в портовых мастерских. Его, 13-летнего мальчишку, взрослые мастера уважительно называли Борисом Степановичем.
В студенчестве Житков самостоятельно построил яхту «Секрет» и ходил на ней под парусом; нанимался матросом на суда, отправляющиеся в Константинополь, Марсель, Александрию…
Параллельно учебе в университете он сдал экзамены на штурмана дальнего плавания. Да и университет окончил так, что две кафедры (химии и ботаники) предложили ему остаться преподавать. Но Житков к тому времени уже увлёкся балетом и вместе с будущей знаменитостью Вацлавом Нижинским ставил танцевальные номера в спектаклях «Фауст» и «Жизнь за царя». А ещё он занялся модной тогда фотографией и дрессировкой животных (приручил, к примеру, волка!)
Когда грянула революция 1905 года, Борис Житков с друзьями находился с оружием в руках на баррикадах, оборонял еврейский квартал Одессы от погромщиков, варил нитроглицерин для бомб, ночами ходил на паруснике в Измаил за оружием…
В 1909 году по поручению университета он как капитан и ученый возглавил ихтиологическую экспедицию по Енисею, изучал рыб, дошёл до Ледовитого океана.
В том же году поступил на кораблестроительное отделение Политехнического в Петербурге, чтобы научиться профессионально проектировать и строить суда. В качестве практики он отправился на учебно-грузовом судне в кругосветку. Начал путешествие юнгой, а закончил – помощником капитана.
А потом, будучи уже вполне себе «морским волком», Житков неожиданно оказался в небе! С 1915 по 1918 гг. он служил в морской авиации и дослужился до звания подпоручика.
Такая вот бурная, насыщенная событиями биография…
Думаете, разбрасывался? Может быть… Но на удивление: за что бы ни брался этот человек, всё удавалось ему фантастически хорошо!
А когда и как Житков начал писать?
Осенью 1923 года он приехал в Петроград. Страна после гражданской войны еще не оправилась от разрухи. Дневник, который Житков вёл постоянно, пестрел в то время мрачными записями.
А вот как об этом периоде вспоминает Чуковский: «Поначалу Житков скитался по друзьям и никак не мог устроиться на службу. В поисках работы он ходил по разным учреждениям и так прекрасно рассказывал о своих морских приключениях, что всякий невольно говорил: отчего вы не пишете? Сказал это и я: «Слушай, Борис, а почему бы тебе не сделаться литератором? Попробуй, опиши приключения, о которых ты сейчас говорил, и, право, выйдет неплохая книжка! Ты напиши, что напишется, а я прочту и поправлю…» Он внял…»
Правда, когда Житков принёс свои тетради, и Корней Иванович приготовился редактировать, оказалось, что править было нечего. Перед Чуковским лежали произведения зрелого литератора, превосходного стилиста, способного мыслить поразительно образно…
11 января 1924 г. в дневнике Житкова появились счастливые строки: «Неожиданно и бесповоротно открылась калитка в заборе, вдоль которого я ходил и безуспешно стучал: кулаками, каблуками, головой. Совсем не там, где я стучал, открылись двери, и сказали: «Ради Бога, входите, входите».
Эта запись сделана, когда Житков по совету Корнея Чуковского впервые принёс написанный им рассказ в редакцию журнала «Воробей». Небольшой рассказ «Над морем» («Шквал») очень понравился редакторам. И вскоре стало ясно, что именно литература и есть та самая главная профессия, к которой Борис Житков шёл так долго. А рабочими материалами для неё оказалась вся его предыдущая, богатая впечатлениями и событиями жизнь, все его предыдущие профессии.
Как видим, печататься Житков начал, когда ему было уже за сорок. Наверное, слишком много, чтобы считаться молодым литератором… «Теперь надо работать!» - записал он у себя в дневнике в мае 1924 года. И он начал работать «с тем самым страстным упорством, которое ему всегда было свойственно».
Писатель сотрудничал с детскими журналами. Во многих издательствах выходили сборники его рассказов. В них автор вёл доверительный, очень откровенный разговор с маленькими читателями. При этом Житков сообщал детям любопытные и одновременно полезные сведения. Убеждая примерами, «не досаждая моралью строгой», он призывает мальчишек и девчонок научиться многое создавать своими руками.
Он на деле показывал, как изготовить, например, звонок, лук и стрелы, модели парусного судна, буера и аэроплана, как смастерить воздушного змея, как построить шалаш и еще тысячу других интересных вещей…
За 15 лет работы в детской литературе Борис Житков успел перепробовать все известные жанры и изобрел немало новых. Например, он считается одним из создателей жанра научно-художественной литературы для детей. А ещё он придумал выпускать для малышей, не умеющих пока читать, еженедельный журнал с множеством картинок; то и дело затевал новые рубрики в детских журналах; изобрёл разные виды книжек-игрушек; сочинял пьесы для ТЮЗа; был организатором теневого театра …
А ещё Житков принимал участие в многочисленных попытках создать детскую энциклопедию. По разным причинам этого, к сожалению, не случилось.
Но: случилась повесть «Что я видел». Эта «энциклопедия для четырёхлетних граждан» была опубликована в 1939 году, уже после ухода писателя из жизни. Книга стала настольной для многих поколений ребятишек. В ней автор просто, мудро и увлекательно отвечает на разнообразные вопросы, возникающие у маленького мальчика-почемучки Алёши. Почему паровоз дымит? Почему небо голубое? Почему самолёт летает? Почему соловей поёт? Почему так, а не иначе? Почему?.. Житков был абсолютно уверен: детям непременно нужно объяснять, как устроен мир!
Ну, и закончим мы тем, с чего начали. Главным своим произведением Борис Житков считал роман «Виктор Вавич», рассказывающий о событиях 1905 года.
Большими стараниями друга Житкова, исследователя его творчества Лидии Корнеевны Чуковской книга была издана в 1941 году.
Десятитысячный тираж лежал на типографском складе. Сигнальный экземпляр – на столе генерального секретаря и председателя правления Союза писателей СССР Александра Фадеева. За ним оставалось последнее слово.
Фадеев читал «Вавича» в Москве, в перерывах между бомбёжками. В заключительной рецензии он отметил: «Книга написана очень талантливым человеком, изобилует прекрасными психологическими наблюдениями и яркими картинами предреволюционного быта. Но она страдает двумя крупнейшими недостатками, которые мешают ей увидеть свет, особенно в наши дни…»
«НЕ ПОЛЕЗНА!» - таков был приговор.
Книгу пустили под нож. Весь тираж. Нет, не весь. Один экземпляр попал в Ленинку, а ещё один «выкрала» из типографии Лидия Чуковская.
Позже, по словам поэта и журналиста Михаила Поздняева, в конце 80-х инициативная группа предприняла еще одну попытку добиться издания романа. Но и тогда издатели в один голос вещали уже знакомое: «Книга написана очень-очень талантливым человеком, но… НЕ ПОЛЕЗНА в наши дни…»
«Так «Виктор Вавич» сгорел вторично в топке гласности…» - пишет Поздняев.
И только в 1999, спустя 60 лет после смерти автора, по сохраненному Лидией Чуковской экземпляру была, наконец, издана одна из самых значимых, как считают многие исследователи, книг ХХ века. Всё лучше, чем никогда…
Люди, прочитавшие «Виктора Вавича», утверждают, что роман – «увлекательное и печальное повествование о том, как просто стать подлецом. Причём, из высших побуждений …»
Давайте и мы прочитаем эту, по словам Пастернака, «лучшую книгу о русской революции». В фондах Национальной библиотеки она есть!
А пока – несколько случайных цитат, выхваченных глазом при беглом пролистывании.
Вот: «Посыльный нёс письмо, держа его двумя пальцами, и девушке показалось, что он поймал бабочку…»
И это: «Снег стучал по козырьку фуражки, как стучат кончиками пальцев по оконному стеклу…»
И ещё это: «Городовой снял шапку, и на морозе она дымилась у него на ладони, как горшок с кашей…»
Хорошо ведь, правда?!!? Давайте прочитаем!!!
На фото: ассистент кафедры ПОИГ (ПГТУ) Татьяна Кускова, ставшая сегодня новым абонентом Центра чтения, знакомится с книгами Бориса Житкова из фонда отдела.
Материал подготовила главный библиотекарь Центра чтения Нагибнева И.Н.
- 213 просмотров