В 2025 г. исполняется 125 лет со дня рождения известного карикатуриста, художника-графика Бориса Ефимовича Ефимова (1900-2008). Многие СМИ пишут, что он прожил 108 лет. Согласно документам, он родился 28 сентября (11 октября) 1900 года. Однако Борис Ефимов всегда отмечал день рождения по старому календарному стилю – 28 сентября. А ушёл он из жизни 1 октября 2008 года, отпраздновав 108-летие досрочно, не дожив до него всего 10 дней.
О своем удивительном долгожительстве художник говорил лаконично: «Я не виноват» или: «Сам озадачен». При этом он отмечал, что «долголетие, к сожалению, имеет некоторые отрицательные стороны. Я превратился в своего рода справочное бюро». Борис Ефимов с самоиронией вспоминал: «Однажды, когда у меня подскочило давление, мой внук вызвал скорую помощь. Помню, как врач склонился надо мной и спросил, понимаю ли я, где нахожусь. «Да, – ответил я с улыбкой. – На сто пятом году жизни».
Долгий жизненный путь Бориса Ефимова охватил три века: начался в годы царствования императора Николая II, а закончился в годы президентства Дмитрия Медведева. На глазах художника менялись государственный строй, законы, традиции, мода, приходили и уходили политические лидеры, деятели культуры и науки.
Ещё в школе за Борисом Ефимовым закрепилась кличка «карикатурист». Однако единственным предметом, по которому будущий патриарх советской карикатуры еле-еле вылезал на тройку, было… рисование. Для его родителей, видевших домашние рисунки сына, этот факт был совершенно необъяснимым. Но всё объяснялось достаточно просто. Во-первых, ему было скучно рисовать учебные рисунки – горшки и яблоки и т. п. Во-вторых, он был близорук, сидел за последней партой и плохо видел те предметы, которые учитель ставил перед учениками на уроках. Борису больше нравилось делать рисунки для рукописного школьного журнала, который редактировал его старший брат Михаил. Спустя годы тот, взяв себе псевдоним Кольцов, станет известным писателем и журналистом.
Первая карикатура Бориса Ефимова (на председателя Государственной Думы Михаила Родзянко) была напечатана в 1916 году в журнале «Солнце России». В 1918 г. в газете «Красная Армия» были опубликованы его первые агитационные рисунки со ставшим впоследствии всемирно известным автографом «Бор. Ефимов». В 1922 году художник переехал в Москву. С тех пор его работы стали печататься на страницах «Крокодила», «Правды», «Известий», «Огонька» и других изданий. Это было время встреч с Владимиром Маяковским и Анатолием Луначарским, Валентином Катаевым и Львом Троцким, Ильёй Ильфом и Евгением Петровым, Михаилом Светловым и Александром Твардовским. Поэтому практически все известные в те годы писатели и общественные деятели стали героями шаржей, вышедших из-под пера Ефимова.
Главной специализацией художника стала политическая сатира. В 30-е годы XX века в многочисленных поездках по европейским странам Борис Ефимов собрал обширный материал для своих рисунков. А поводов для политической сатиры было много: зарождение фашизма в Италии, рост нацистских настроений в Германии и приход к власти национал-социалистов, фашистский мятеж и гражданская война в Испании, молчаливая и двуличная дипломатия западноевропейских стран.
В годы Великой Отечественной войны карикатуры Бориса Ефимова, которые публиковались на страницах газет, солдаты вырезали и хранили. Со всех фронтов к художнику шли письма с благодарностями. В одной из заметок, посвящённой карикатуристу, приводился такой факт: «Один немецкий солдат, сдавшийся в плен нашим войскам, на допросе заявил, что после того, как ему однажды попалась листовка с Геббельсом, изображённым в образе крысы с хвостом, он при виде настоящей крысы обязательно вспоминает Геббельса, и наоборот, когда видит портрет Геббельса, всегда вспоминает крысу. Этот пример ярко показывает убийственную силу сатиры Бор. Ефимова».
В 1945 году Борис Ефимов был приглашён на Нюрнбергский процесс. Здесь он впервые воочию увидел многих «героев» своих сатирических рисунков, делал зарисовки с натуры.
В послевоенное время художник продолжал активно работать. Иосиф Сталин считал карикатуру могучим оружием и однажды поручил Борису Ефимову высмеять американское военное присутствие в Арктике, сказав, что «это надо бить смехом!» Художник нарисовал вооруженного Эйзенхауэра, недоумевающего эскимоса, пингвина и мифическую русскую угрозу. Вышло смешно, собственноручная правка Сталина была незначительной. Надо сказать, что от внимания читателей не ускользнул изображённый среди обитателей Арктики пингвин. Однако ехидные замечания прекратились, когда стало известно, что рисунок одобрен Сталиным, и наличие пингвинов в районе Северного полюса было, таким образом, «узаконено».
В 1966-1990 годах Борис Ефимов был главным редактором объединения «Агитплакат» при Союзе художников СССР. В последние годы жизни он уже не рисовал сатирические рисунки, считая, что сатира утратила остроту, предпочитая создавать шаржи. Всего за годы своей творческой деятельности Борис Ефимов создал десятки тысяч политических карикатур, агитационных плакатов, юмористических рисунков, иллюстраций, шаржей. По его карикатурам можно изучать историю СССР и международную жизнь на всём протяжении XX века.
Нельзя просто сказать, что в творческом багаже Бориса Ефимова было много советской идеологии, поскольку все его работы – это концентрация «советского» взгляда на мир. Кому-то этот взгляд может показаться упрощённым (в силу своей прикладной пропагандистской функции), но работы художника отличаются универсальностью. Поэтому его карикатуры не теряют своей актуальности и в наши дни.
Борис Ефимов является автором серии литературных портретов и книг воспоминаний, где отразил важнейшие события XX века, свидетелем которых был лично. Поэтому его мемуары интересны не меньше, чем его творчество. С некоторыми из них – «Ровесник века. Воспоминания», «Десять десятилетий. О том, что видел, пережил, запомнил», «На мой взгляд» – вы можете познакомиться на выставке «Борис Ефимов. Легенда века» в отделе литературы по искусству.
Информация подготовлена ведущим библиотекарем отдела литературы по искусству О. Л. Пушкиной
- 96 просмотров