ИМЕНИННИК ДНЯ. Александр Дюма-сын (1824 – 1895)

27.07.2022 | 1007 просмотра(ов)

«Даму с камелиями», сочиненную именинником сегодняшнего дня Александром Дюма-сыном, знают во всем мире. В основу произведения легла невероятная романтическая история, произошедшая с самим писателем.

Прекрасную юную женщину Мари Дюплесси Александр Дюма-сын встретил в театре и был покорен с первого взгляда.

Вот как описывали Мари Дюплесси, известную куртизанку 19 века, современники:  «Её рука в перчатке была произведением искусства; её носовой платок был искусно обшит королевскими кружевами; в ушах у неё были две жемчужины, которым могла позавидовать любая королева. Она так носила все эти вещи, как будто родилась в шелках и бархате. Её манеры гармонировали с разговором, мысль – с улыбкой, туалет – с внешностью… Трудно было отыскать на самых верхах общества вторую такую гармоничную личность…»

А ведь Мари Дюплесси была из бедной крестьянской семьи. В юном возрасте родители, нормандские крестьяне, отдали её на содержание богатому престарелому господину.

Кстати, сам Александр Дюма-сын тоже вырос в бедности. Его мать была простой швеёй, а вот отец – французским писателем, богатым и знаменитым. Родители в браке не состояли. Дюма-отец вскоре разорвал связь с кроткой, непритязательной гризеткой, однако позаботился о том, чтобы ребенок получил хорошее образование. Признал он своего сына и начал с ним общаться, только когда тот был уже вполне взрослым человеком.

Позднее, в произведениях «Незаконный сын» (1858) и «Блудный отец» (1859) Дюма-младший отчасти описал свои детские и юношеские переживания по поводу сиротства при живом отце.

Именно под влиянием знаменитого отца Александр увлекся литературой. С 18 лет начал писать стихи, затем – повести и рассказы.

С Мари Дюплесси  Дюма младший познакомился, когда был совсем юнцом, совершенно безденежным, но очень привлекательным и пылким. Не случайно ведь в нем бурлила восьмушка негритянской крови. К тому же он был весьма талантлив.

Мари тоже было всего 20 лет, но её обаяние, красота и опыт в любовных делах были предметом воздыхания мужчин и зависти женщин.

К сожалению, Мари была больна туберкулёзом. Из-за болезни сильные запахи были для неё невыносимы. Аромат роз, гиацинтов и других изысканных, но весьма пахучих, цветов вызывал у неё сильное головокружение. Поэтому Мари любила камелии, которые почти не пахнут. Впрочем, как и деньги…

Роман Александра и Мари продолжался год. Что послужило причиной расставания – остается лишь догадываться. Либо молодой, но бедный любовник попросту надоел куртизанке, привыкшей к роскоши и богатым подаркам. Или же, зная о своей серьезной и прогрессирующей болезни, она не хотела, чтобы возлюбленный стал свидетелем её угасания. А, может, сам Александр уже не мог мириться с образом жизни своей любимой…

Так или иначе, отношения прекратились. А вскоре после разрыва Мари Дюплесси в возрасте 23-х лет умерла.

Известие о трагическом уходе любимой женщины пришло к Александру поздно, уже после её похорон, и стало огромным потрясением. Он был в отчаянии, безумно страдал, терзался виной, что не успел проститься с Мари и проводить её в последний путь. На похоронах Мари присутствовало только два человека. Ни один из её знатных и богатых поклонников на кладбище не явился…

Несколько недель Александр не выходил из дома. Близкие опасались за его рассудок. А потом он нашел выход своему горю: с головой ушел в работу и увековечил Мари Дюплесси в веках. Под именем Маргариты Готье. В романе «Дама с камелиями» (1848).

Роман получился практически документальным. Писатель, следуя правде жизни, наделил хрупкую, прекрасную героиню своей книги любовью к камелиям, равно как и чахоткой. Закончился роман тоже трагично. Как и в реальной жизни.

В своем знаменитом произведении Дюма-сын выступил защитником «погибших, но милых созданий». Осуждая лицемерную буржуазную мораль, Дюма-сын сочувствует Маргарите и пытается донести до читателей мысль о том, что любой человек, находящийся на любой ступени социальной лестницы, даже куртизанка, имеет право на уважение, сочувствие и милосердие. Тем более что этот человек нравственно может оказаться несравненно выше, благороднее осуждающих его добропорядочных граждан и способен совершить подвиг самопожертвования.

Книге невероятно повезло. Повезло во всех смыслах. Она имела огромный успех у современников и оказала мощное воздействие на их умы.

Многочисленные поклонницы и поклонники, попавшие под обаяние образа страдающей от чахотки Маргариты, ввели моду на болезненную, изможденную внешность. Смертельная болезнь приобрела в их фантазиях мрачное очарование. Румяное здоровое лицо стали считать вульгарным. Молодые люди морили себя голодом, пили разведенный уксус, пудрились добела, чтобы придать себе бледный «предсмертный» вид.

Очень скоро автор адаптировал роман для сцены под одноименным названием. Начиная с 1852 года пьеса «Дама с камелиями» ставилась практически во всех театрах мира. И ставится до сих пор.

Не оставил без внимания гениальное произведение французской литературы и мировой кинематограф. Одних только немых версий этой романтической драмы было создано более десятка. Не говоря уже о звуковом кино.

Образ «дамы с камелиями» на сцене или на экране в свое время  воплощали знаменитая Элеонора Дузе, очаровательная Алла Назимова, божественная Грета Гарбо, хрупкая и интеллектуальная Изабель Юппер...

Роль Маргариты Готье – одна из лучших в карьере гениальной и экстравагантной Сары Бернар. Современники вспоминают, что она играла смерть Маргариты на таком нерве, что весь зал рыдал в голос.

«Дама с камелиями» вдохновила композитора Джузеппе Верди на создание оперы «Травиата». В главной женской роли этой оперы блистали многие актрисы, в том числе и Фанни Сальвинии-Донателли, Антонина Нежданова, Тереза Стратос, Мария Каллас…

Сам Дюма-сын высоко ценил  это произведение Верди и был очень благодарен композитору: «Через 50 лет никто бы и не вспомнил о моей «Даме с камелиями», но Верди обессмертил её!»

А ведь есть ещё и балет, поставленный в1963 году. Он называется «Маргарита и Арман». Женскую партию исполняла блистательная балерина Марго Фонтейн, а  на мужскую роль режиссер Фредерик Аштон, главный национальный хореограф Великобритании, пригласил «Чингисхана мирового балета», божественно талантливого Рудольфа Нуреева.

Спектакль сразу стал легендой. Его на протяжении многих лет танцевали только Фонтейн и Нуреев. Последний раз балет был представлен в 1977 году. И только когда оба великих артиста ушли из жизни (Марго Фонтейн в 1991 году, Рудольф Нуреев – спустя 2 года), право танцевать эту хореографию получили другие артисты. И всегда это были танцоры высочайшего класса.

«Произведение, которое читают, имеет настоящее. Произведение, которое перечитывают, - имеет будущее». Так сказал однажды Александр Дюма-младший. Хорошо сказал…

В Центре чтения колоссальное количество книг Дюма-отца. Книг Дюма-сына, скажем честно, гораздо меньше. Сын все-таки был менее плодовитым писателем, чем отец. Но и его книги есть в фонде. Приходите. Читайте и перечитывайте обоих авторов. Пусть у этих книг будет настоящее и будущее!

 

На фото:

  1. Французский писатель Александр Дюма-сын.
  2. Юная Мари Дюплесси, явившаяся прообразом Маргариты Готье, знаменитой «дамы с камелиями».
  3. Портрет молодого Александра Дюма-сына.  
  4. Книга Александра Дюма-младшего «Дама с камелиями».
  5. Грета Гарбо в роли Маргариты Готье.
  6. Сара Бернар в роли Маргариты Готье.
  7. Афиша первого представления оперы Дж. Верди «Травиата», по мотивам книги «Дама с камелиями».
  8. Марго Фонтейн и Рудольф Нуреев в балете «Маргарита и Арман».
  9. Абонент Центра чтения Татьяна Максимова, начальник канцелярии штаба МВД, любит и ценит французскую литературу. Молодые люди, студенты РМТ, зашедшие просто подписать обходные листы, неожиданно для себя стали читателями библиотеки. Ибо: отец и сын Дюма – это страшно притягательная сила!!!

 

Материал подготовила главный библиотекарь Центра чтения Нагибнева И.Н.

Русский