В отделе литературы по искусству состоялась творческая встреча с художниками Екатериной Стяжкиной, Натальей Ильиной и Олегом Зотиным – авторами работ выставки «ИИть или не ИИть. Традиционный художник VS искусственный интеллект».
Люди искусства во все времена проявляли большой интерес к разнообразным изобретениям, которые помогали им создавать новые виды произведений. Арсенал выразительных средств, которые используют художники в своём творчестве, постоянно пополняется. Долгое время в качестве материалов для создания шедевров художники использовали камень, глину, дерево, краски. Благодаря достижениям в сфере науки в XIX веке появилась фотография. XX век добавил к арсеналу инструментов художников компьютерные технологии.
В XXI веке набор художественно-выразительных средств пополнился 3D-печатью, виртуальной и дополненной реальностью и, наконец, искусственным интеллектом (ИИ). Можно относиться к этому скептически, однако факт остаётся фактом – ИИ уже рисует картины, которые расходятся на престижных аукционах за сотни тысяч долларов.
В связи с этим появился страх, что дальнейшее развитие искусственного интеллекта отправит в небытие классическое искусство. Но насколько основательны эти опасения? Мысль об угрозе искусству со стороны науки имеет глубокие корни. Ещё в XVIII веке Дени Дидро считал, что подстёгиваемый развитием науки прогресс общества чужд искусству. О том, что наука вытесняет искусство, писал Гегель.
В 60-е годы XX века, когда были сделаны первые шаги по освоению космоса и мирному использованию атомной энергии, вспыхнула дискуссия о роли искусства в эпоху научно-технической революции. Этот спор получил название дискуссии «физиков» и «лириков». «Физики» говорили, что искусство уже не способно вести к прогрессу, эту функцию берёт на себя наука, которая становится спасительницей человечества. «Лирики» не сдавались и утверждали, что искусство, вносит в безжизненный мир абстракций живое человеческое переживание. Несмотря на противоположные оценки роли науки и искусства, «физики» и «лирики» сходились в одном: наука является могильщиком искусства.
Сейчас большой интерес вызывает тема использования ИИ в искусстве. Художественная экспозиция «ИИть или не ИИть. Традиционный художник VS искусственный интеллект» представляет работы трёх очень разных, самобытных авторов. Наталья Ильина и Екатерина Стяжкина работают в традиционных техниках живописи. Соавтором Олега Зотина является искусственный интеллект. Авторы работ предложили зрителям стать арбитрами в художественном споре и попытаться ответить на вопрос: «Может ли искусственный интеллект заменить художника?»
Наталья Ильина в своём творчестве использует различные техники и стили. Художница считает, что красота есть во всех проявлениях жизни, и стремится запечатлеть увиденное на своих полотнах. Рассказывая о творческом процессе, Наталья отмечает, что иногда картина может родиться совершенно спонтанно. Художественный образ способен вырасти из одной единственной точки, поставленной на чистой поверхности холста. Темой живописного произведения может стать музыкальный мотив или литературное произведение. Автор щедро делится со зрителями своими чувствами, фантазиями, погружает в красочную феерию своих картин. Художница не прибегает в работе к помощи компьютерных технологий и искусственного интеллекта. Но считает, что каждый мастер волен выбирать свой путь в творчестве. Использование достижений науки при создании художественных произведений делает мир искусства более разнообразным и интересным.
Екатерина Стяжкина – художник-анималист. Её работы, выполненные в техниках сухой пастели, акварели и масляной живописи, находятся в частных коллекциях не только в России, но и в Турции, Швейцарии, Бельгии, Германии, Канаде, США, Британии, Израиле. На выставке представлено несколько картин из серии о культурных ценностях народов Востока. В произведениях Екатерины искусно соединены турецкие и арабские орнаменты, византийская золотая храмовая мозаика и изображения лошадей двух древнейших пород. Художница говорит, что цель её искусства заключается в том, чтобы «показать людям красоту лошадей и дать почву для размышлений о важности сохранения многовековых традиций и ценностей». В своих работах она использует различные художественно-выразительные средства, в том числе 3D-печать, компьютерную графику. Считает, что в некоторых случаях ИИ может стать помощником в работе художника.
Олег Зотин предпочитает писать картины в стиле абстракционизма. Он объясняет это тем, что «абстракция освобождает от навязанных канонов и догм. Картина не должна навязывать человеку правил или ограничений, напротив – она должна раскрыть ему мир и давать свободу восприятия». Художник считает, что искусственный разум значительно ускоряет работу над эскизами картины. ИИ позволяет обработать множество идей и отбросить неинтересные или неудачные эскизы. Но искусственный интеллект не создаст за вас картину, которая сможет стать откровением или творческим манифестом, как «Чёрный квадрат» Малевича или «Звёздная ночь» Ван Гога.
В завершение встречи с художниками присутствующие пришли к выводу, что компьютер можно научить «искусству писать картины» по заранее заданной программе. Но история искусства – это история нарушения правил и программ. Каждый выдающийся художник был в чем-то новатором, первопроходцем. Опираясь на вековые традиции, он уходил от принятых в искусстве шаблонов и создавал нечто новое. ИИ этого делать не умеет, а значит говорить о победе алгоритмов над творческой непредсказуемостью человека-творца, пока преждевременно.
Информация подготовлена заведующей отделом литературы по искусству О. А. Сокольниковой
- 400 просмотров