Игры для детей в годы Великой Отечественной войны

05.05.2020 | 1781 просмотра(ов)

На картине художника Ф. П. Решетникова «Достали «языка» (1943) запечатлён момент игры детей в годы войны.

Из воспоминания детей той поры:

«Играли все вместе и очень дружно: в догонялки, которые назывались по-разному (ляпки, маялки), в прятки, в казаки-разбойники, в лапту, круг выжигало (выбивалы) тряпичным мячом. Играли и в старинные игры, такие как «Гуси-гуси», «А мы просо сеяли»...

Мы с задором играли в войну. Это обострялось после коллективного просмотра в совхозном клубе военного фильма. Компания делилась на два лагеря и начиналась война с разведкой, внезапным набегом на штаб противника с шашкой или автоматом наперевес. Побеждал тот, кто первый обнаружит противника и успеет прокричать: «Тра та та! Тра та та!». Иногда это делалось противниками практически одновременно. Тогда начинался бесконечный спор: «Я первый тебя убил». Если сражение шло деревянными шпагами, то всё зависело от умения фехтовать. Однажды мы умудрились во время войны использовать гранаты – песок, завернутый в газету. Зимой, во время наших войн, строились снежные крепости, а в качестве гранат и снарядов были снежки. Результат таких сражений был на лицо».

В Национальной библиотеке имени С. Г. Чавайна в отделе хранения основного фонда находятся книги, изданные в годы войны центральным издательством «Физкультура и спорт». Издательство было основано в 1923 году в Москве. Авторами книг, учёными Центрального научно-исследовательского института физической культуры (ЦНИИФК), были разработаны теоретические основы игровой деятельности дошкольников и школьников:

Яковлев, В. Г. Игры в пионерском отряде и школе / Вадим Яковлев. – Москва : Физкультура и спорт, 1943. – 93 с.

Инв. №   138104 к

Конторович, М. Зимние игры и спортразвлечения дошкольников: пособие для воспитателей дошкольных учреждений / М. Конторович, Л. Михайлова. – Москва : Физкультура и спорт, 1944. – 33 с.

Инв. №   140491 к

Центральный научно-исследовательский институт физкультуры экспериментально проверил доступность рекомендуемых движений и игр, методику их проведения для каждой группы детей и для каждого вида движения.

Авторы книги для дошкольных учреждений отмечают, что в этом возрасте ребенок особенно пластичен, и воспитательное воздействие очень эффективно. Дошкольный возраст – период формирования у ребенка движений. В эти годы довольно быстро развиваются костно-связочный и нервно-мышечный аппарат. Умелым подходом к ребёнку, умелым подбором упражнений можно развить нужные, полезные движения.

В книге Яковлева В. Г. представлены военизированные игры, завоевавшие наибольшую популярность в школах и пионерских отрядах (например, игры «Пограничная охрана», «Захват десанта»).

Конторович М. М. стояла у истоков создания Московского института физкультуры (Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма).

Яковлев В. Г. – доктор педагогических наук, профессор. Разрабатывал вопросы теории и практики физического воспитания. Рассматривал вопросы практического применения подвижных игр в тесной взаимосвязи с задачами занятий основной и спортивной гимнастикой, легкой атлетикой, лыжной подготовкой и спортивными играми.

 

Материал подготовлен Мансуровой Л. Р., ИБО.

Русский