Хитмейкер киномузыки (К 95-летию Александра Зацепина)

10.03.2021 | 948 просмотра(ов)

«Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Земля Санникова», «Двенадцать стульев», «31 июня», «Женщина, которая поёт», «Где находится нофелет?», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», «Иван Васильевич меняет профессию»…  Что объединяет все эти фильмы, ставшие классикой советского кинематографа? Правильный ответ – музыка Александра Зацепина.

Хитов в его музыкальной кинокопилке не счесть. И главное, что это песни на все времена, они не устаревают, их слушают, поют, под них проживают лучшие моменты своей жизни.

10 марта композитору Александру Сергеевичу Зацепину (р.1926 г.) исполняется 95 лет.

Лучший мелодист 19-го века Франц Шуберт как-то сказал, что писать простые вещи – сложнее всего. Как только такой композитор появлялся, режиссеры стремились заполучить его в долгий творческий союз. Ведь известно, что даже посредственный фильм за счет саундтрека мог порой "выстрелить". А когда режиссерский гений соединялся с композиторским, рождались и прекрасные киноленты, и подлинные музыкальные шедевры.

В случае с Александром Зацепиным сложился удачный творческий тандем с режиссёром Леонидом Гайдаем.

Зацепин родился в Новосибирске, пережил войну и арест отца из-за одной неосторожно сказанной фразы. До встречи с Леонидом Гайдаем отслужил срочную воинскую службу в Новосибирском армейском ансамбле песни и пляски.  Окончил Алма-Атинскую консерваторию и написал музыку к десятку фильмов, снятых на разных киностудиях страны. В Москве работал в  симфоджазе, а также писал песни, которые исполняли популярные артисты: Лариса Мондрус, Майя Кристалинская, Владимир Трошин.

Гайдай же, сотрудничавший до этого с маститым Никитой Богословским, поссорился с ним и подыскивал себе нового композитора для киноленты "Операция Ы и другие приключения Шурика". Саундтрек первого же совместного фильма получился ярким и запоминающимся: Александр Сергеевич подошел к работе нетривиально, много экспериментировал со звуком. Мало того, что он оказался гениальным мелодистом, Зацепин к тому же являлся самоучкой-электронщиком: собственноручно спаял меллотрон.

«Он придумывал всякие штуки, не было же тогда синтезаторов, интересных звуков. А потом все спрашивали, как это вы сделали?» – рассказывала примадонна российской эстрады Алла Пугачева.

Впоследствии А. Зацепин создаст у себя дома целую студию - по тем временам даже превосходящую государственные аналоги.

К началу работы над следующей частью приключений Шурика – фильмом «Кавказская пленница» Александр Зацепин уже начал соавторствовать с Леонидом Дербеневым. В результате из двух «тандемов» с участием композитора оформилось трио «Два Лёньки и Шурик» - так участники этой троицы сами себя называли.

А. Зацепин и Л. Дербенёв написали более 100 песен. И это был тот самый счастливый случай, когда поэт и композитор понимали друг друга с полуслова. Их песни - это самые настоящие маленькие шедевры, как по музыке, так и по текстам. Стоит вспомнить хотя бы такие хиты, как «Остров невезения», «Есть только миг», «Давным-давно была война», «Песня о Купидоне», «Ищу тебя», «Разговор со счастьем», «Ты не стал судьбой», «Этот мир».

Александр Зацепин сделал свои мелодии модными и созвучными времени. В этом и кроется один из секретов его мастерства.  Его музыка - страна радости, солнечного света и счастливого детства для людей, родившихся в Советском Союзе.

Источники:

Бояринов Д, Александр Зацепин: «В музыку я не собирался. Тем более композитором» / Денис Бояринов. – URL: https://www.colta.ru/articles/music_modern/26222-denis-boyarinov-intervyu-aleksandr-zatsepin (дата обращения: 01.03.2021). – Текст : электронный.

Гений киномузыки.- URL: https://www.culture.ru/materials/94858/genii-kinomuzyki (дата обращения: 01.03.2021).-

Текст : электронный.

 

Материал подготовлен сотрудником отдела литературы по искусству Рыбаковой Л. В.

Русский