ГРИГОРИЙ ЧУХРАЙ: «Я ГОВОРИЛ СО СВОИМ ЗРИТЕЛЕМ ИСКРЕННЕ И ЧЕСТНО»

23.05.2021 | 869 просмотра(ов)

23 мая исполняется 100 лет со дня рождения Григория Наумовича Чухрая (23.05.1921, Мелитополь – 28.10.2001, Москва), которого называют классиком отечественного кино. На сегодняшний день кинорежиссёр является обладателем наибольшего количества международных премий более 100 (!). И это притом, что за 48 лет творческой деятельности Григорий Чухрай снял всего 6 художественных («Сорок первый», «Баллада о солдате», «Чистое небо», «Жили-были старик со старухой», «Трясина», «Жизнь прекрасна») и 4 документальных фильма.

Режиссёр Владимир Наумов отмечал, что в жизни Григория Чухрая «сначала была война, а потом кино – и больше ничего». 19-летним мальчишкой он ушёл на фронт и прошёл всю войну в воздушно-десантных войсках. Трижды был ранен, воевал в Сталинграде, награждён орденами и медалями. В своих воспоминаниях «Моя война» Григорий Чухрай писал: «Война была главным событием в жизни моего поколения. Мы – те, которые остались живы, – много сделали и после войны. Но это не идёт ни в какое сравнение с тем, что мы совершили на фронте».

В 1946 г., вернувшись домой, он поступил во Всесоюзный институт кинематографии на режиссёрский факультет. С 1955 г. работал режиссёром на киностудии «Мосфильм», где снял первый фильм «Сорок первый» (1956). В своих воспоминаниях «Моё кино» Чухрай писал: «Мне хотелось быть достойным своих учителей. Я всегда считал и сейчас считаю, что, кроме таланта и мастерства, режиссёр должен быть моральным человеком… Он должен помнить, что фильм – поступок, и отвечать перед своей совестью за все свои поступки». «Сорок первый» стал одним из символов хрущёвской оттепели. Впервые в советском кинематографе белогвардеец был показан привлекательным талантливым человеком, любящим Россию. Киноначальство подозрительно отнеслось к этому фильму, назвав его «белогвардейской стряпнёй». Но случайно картину посмотрел Никита Хрущёв и сказал: «Посылайте в Канны». В 1957 г. «Сорок первый» получил специальный приз Каннского фестиваля.

Каждый фильм Григория Чухрая противоречил официальной «политике партии». Ему всё время надо было защищать свою правду о войне. Вот как он об этом вспоминал: «За первый мой самостоятельный фильм «Сорок первый» меня отдавали под суд. За «Балладу о солдате» исключали из партии, за «Чистое небо» пытались посадить за решетку, за «Трясину» чуть не разогнали руководство студии, а меня хотели лишить права на профессию». Но страха во мне не было. Просто после того, что я видел на фронте, мне уже ничего не было страшно...»

Триумфальной для режиссёра стала картина «Баллада о солдате» (1959). В истории советского кино этот фильм стал одним из самых титулованных кинолент. Он получил 101 международную премию, среди наград – две премии Каннского кинофестиваля 1960 года и номинация на «Оскар». По окончании просмотра картины в Каннах аплодисменты не стихали. Но во время съёмок киноленты режиссёр слышал лишь упрёки и оскорбления в свой адрес. Руководитель главка по производству фильмов отговаривал Чухрая от постановки киноленты. Вот как об этом вспоминал режиссёр: «Он говорил мне: «Это слишком мелко, мелкотемье, Вы же участник обороны Сталинграда, Вы же провоевали всю войну, а тут мама, мальчик едет починять крышу, девочка... как-то это всё не серьёзно. Вам надо бы снять после Вашего хорошего фильма «Сорок первый» значительный фильм, а Вы снимаете что-то не то».

На партсобрании «Мосфильма» Чухрая обвинили в клевете на советских людей, возмущаясь, что фильм порочит честь Советской Армии и будет нагонять на зрителей тоску. Самому Григорию Чухраю просто хотелось рассказать людям правду о своих боевых товарищах: «Она [«Баллада»] жила во мне со времён войны чувством светлой печали, я ощущал её как свой долг перед памятью тех, с кем вместе шёл в бой и кто не вернулся с войны. Я помнил, какими они были, и дал себе слово когда-нибудь рассказать о них людям». И далее: «Меня огорчало, что даже в хороших фильмах были кадры с солдатами, которые шли в атаку, «красиво» умирая на глазах у зрителей. Я думал: «В этой цепи, среди атакующих, мог быть и я, а зритель, развалившись в кресле, любовался бы, как я красиво умираю». За войну я видел очень много смертей и знаю: смерть никогда не бывает красивой. Любоваться ею безнравственно. И тогда я решил, что обязательно сниму фильм о своём сверстнике – русском солдате». В «Балладе о солдате» нет спецэффектов, масштабных батальных сцен, кровавых подробностей. Есть лишь судьба человека, не вернувшегося домой.

Директор студии требовал, чтобы Чухрай вырезал не понравившиеся ему эпизоды. Режиссёр отказался, а монтажёр М. Н. Тимофеева сказала директору, что «это фильм памяти тех, кто погиб за нашу Родину, за нас с вами. Портить его я не буду». Картина была выпущена, но её запретили показывать в больших городах и в столицах республик. Каково же было удивление Григория Чухрая, когда однажды утром раздался звонок из министерства: поздравления с успехом и указание «собирайтесь, повезёте фильм в Канны». Оказалось, что Аджубей, главный редактор газеты «Известия» и зять Хрущёва, распространил по стране анкету с вопросом: «Какой фильм за последнее время вам больше всего понравился?» Жители небольших городов и посёлков ответили: «Баллада о солдате». Аджубей решил посмотреть, что это за картина. Потом показал тестю, которому фильм понравился. И Хрущёв сказал: «Отправляйте в Канны!»

Ещё одна военная картина Чухрая «Чистое небо», вышедшая в 1961 г., кого-то пугала намёками на сталинские репрессии. Это фильм о лётчике-герое войны, который попадает в плен, но остаётся жив. По возвращении его лишают всех наград, в том числе Золотой Звезды Героя, и исключают из партии. Лишь после смерти Сталина лётчику возвращают и награды, и небо. Пытаясь понять, в чём же состоит его вина, герой с ужасом понимает: в том, что остался жив. Во время съёмок картины на Чухрая поступил очередной донос о том, что готовится фильм, который будет «плевком в лицо нашей партии». В результате на просмотр материала, ещё не до конца смонтированного, внезапно явилась Екатерина Фурцева, министр культуры. Ожидали катастрофы, однако Фурцева, посмотрев, произнесла следующее: «Да-а... Но ведь это всё правда!» «Все вдруг оживились и очень охотно стали соглашаться с тем, что это абсолютная правда», – иронизировал потом Григорий Наумович. Фильм получил в 1961 г. главную премию Московского кинофестиваля.

В 1965-1975 гг. Григорий Чухрай был художественным руководителем Экспериментального творческого объединения при киностудии «Мосфильм», а в 1966-1971 преподавал во ВГИКе.

Как истинный художник Чухрай не мог себе позволить заниматься самоповторами. Он предпочитал брать творческие паузы, но ни в коем случае не эксплуатировать прежние находки. В 1965 г. вышел фильм «Жили-были старик со старухой», а в 1978 г. – «Трясина» (главную роль исполнила Нонна Мордюкова).  

Как отметил А. С. Плахов, российский киновед, «Чухрай стал одной из самых светлых личностей кинематографа и самой светлой в своем поколении – поколении режиссёров-фронтовиков».
 

Информация подготовлена ведущим библиотекарем отдела литературы по искусству О. Л. Пушкиной на основе информации из открытых источников, а также из фонда Национальной библиотеки им. С. Г. Чавайна:

1. Чухрай, Г. Н. Моя война / Г. Н. Чухрай. – Москва : Алгоритм, 2001. – 299с.

2. Чухрай, Г. «Моё кино» : [Главы из книги] / Г. Чухрай // Киносценарии. – 2002. – № 6. – С. 176-191.

Русский