ГЕНИИ ВЛАСТИ. Патриа́рх Алекси́й II (23.02.1929–5.12.2008)

23.02.2023 | 521 просмотра(ов)

Патриа́рх Алекси́й II (в миру – Алексе́й Миха́йлович Ри́дигер – епископ Русской православной церкви. Патриарх Московский и всея Руси (7 июня 1990–5 декабря 2008).

Доктор богословия (1984). Академик Российской академии образования (1993). Кавалер ордена Святого апостола Андрея Первозванного (1999). Почётный член Российской академии художеств (2001). Лауреат Государственной премии РФ (2005).

Деятельность патриарха Алексия II повлияла не только на историю Русской православной церкви, но и оставила светлый след в сердцах многих верующих. Священнослужитель прославился своей великой мудростью, добротой, благими делами.

Для патриарха Алексия II церковная служба с самого детства являлась главной целью. Он смог исполнить свою детскую мечту и стал митрополитом Московским. Помимо церковной деятельности Алексий II также сотрудничал с государственными органами Советского Союза, руководствуясь благими целями, и участвовал в деятельности общественно-политических организаций, что, несомненно, имело в дальнейшем положительное влияние на государство и общество в целом.

 

Осипов, В. О. Свидетельства очевидца : Книга воспоминаний о замечательных современниках и о событиях – радостных и горестных – в жизни издателя и писателя: [Из воспоминаний и дневников] / В. О. Осипов. – Москва : Раритет, 2003. – 639 с.

«Облик строгий, но легко видится по глазам доброжелательство. Чертами лица своего, широкоплечием и крупнопалыми руками напоминает русского с севера крестьянина, но ведь предки – знать, один из них генерал-адъютант, герой 1812 года. Ум, образованность и обширность знаний излучаются в беседе. Речь певучая, со многими исконно старорусскими и церковными речениями – это красит ее, но она меж тем современна, не архаична. Первосвятитель Русской Православной Церкви…

Он возвеличивал то главное, что должно быть главным у народа:

  • Так сложился исторически, что русский человек способен по-настоящему жить только в полном напряжении духовных сил.
  • Россия нужна не только сама собой, но и всему миру, как Россия Феофана Грека, Андрея Рублева, Пушкина, Достоевского, преподобного Сергия Радонежского и Серафима Саровского.
  • Наши храмы, наши иконы, наши песнопения напоминают человеку о начальной красоте и светоносности… призывают нас к поиску и возрождению внутренней духовной красоты». С. 418.

Воодушевлял, что Церковь в заботе о стране не уйдет лишь в тихие молитвы:

«Русская Православная Церковь была и будет оставаться силой, способствующей становлению национального духа России, созидающей ее духовную культуру, заботящейся о ее единстве и целостности как национально-государственного организма. Любовь к Родине – патриотизм – изначала благословляется Церковью». С. 419.

 

Патриарх: [Алексий II] / Текст и фото Е. Комарова]. – Москва : Эллис Лак, 1993. - 191 с. : ил.

«Жизненный путь любого человека Церковь понимает как подготовку к встрече с Богом и как проповедь: «Да видят добрая дела ваша и прославят Отца нашего, который на небесах».

«Сегодня как никогда нужен апостольский подвиг, – многократно высказывал эту мысль Патриарх Алексий, – сегодня каждый из нас должен быть проповедником Евангелия Царствия Божия. Но проповедовать должно не только словом, но и всей своей жизнью, добрыми делами. Сегодня мы переживаем второе Крещение Руси; миллионы людей вновь находят дорогу к храму. И от нас с вами зависит, будут ли они просвещены: наша с вами жизнь должна засвидетельствовать им, что мы – ученики Господа Иисуса Христа».

Смеем предположить, что многие и многие люди нашли свой путь к храму благодаря Святейшему Патриарху Алексию: кто-то через рукоположенных им священников, кто-то через освященные им храмы, обновленные обители, кто-то в личном общении с ним.

Те, кому посчастливилось лично общаться со Святейшим Патриархом Алексием, имели возможность учиться у него внимательности и доброму отношению к приходящему человеку, любви к службе Божией, удивительной работоспособности, которой, кажется, тем больше, чем больше самих дел.

«Время сейчас непростое, время разделений, время противостояний, – говорит Патриарх. – Где бы ни проживали благочестивые верующие, я прошу вас молиться за мир, за Отечество наше, за Церковь русскую, за ее Предстоятеля». С. 181-182.

 

Никитин, В. Святейший Патриарх Алексий II : жизнь и деяния во славу Божию / В. Никитин. – Москва : Астрель, 2009. – 635 с. : ил.

«Да, почти два десятилетия духовное возрождение России возглавлял Алексий II, пятнадцатый Патриарх в ее истории. «Посткоммунистические годы» оказались сложнее и тяжелее, чем те два десятилетия, когда он был управляющим делами Московской Патриархии (1964-1986 гг.).

За годы патриаршества Алексия II было открыто более 60 епархий и 600 монастырей, образовано около 20 тысяч новых приходов.

Патриарх Алексий II сталкивался с проблемами чрезвычайной сложности и тяжести, которые требовали мудрости и терпения, несравненного опыта, необоримой веры в помощь Божию, великой воли и умения сопрягать намерения сынов человеческих с интересами Церкви, руководствуясь во всем Промыслом Божиим.

Для решения этих вопросов важно было не только умение мыслить историческими категориями, но и благодатное постижение законов Божиих. Благодарение Богу, наш Патриарх оказался на высоте всех этих условий. Он твердой рукой правил движением церковного корабля, как опытный кормчий видел далеко вперед. Ведя церковный корабль уверенным курсом в открытых водах свободной России, Патриарх опирался на безусловную поддержку священноначалия, клириков и мирян – на доверие и любовь своей многомиллионной паствы. Он являлся, пожалуй, единственным духовным лидером в России, чей авторитет не был подвержен колебаниям и постоянно усиливался». С. 6-9.

 

*Кутьёва, Л. Памяти Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II / Л. Кутьёва // Вестник Университета Российской Академии образования. – 2008. – № 5. – С. 20.

Ответы Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II на вопросы журналистов.

«Что Вы относите к самым большим достоинствам человеческой личности?

Достоинство человека есть, прежде всего, проявление его духовной силы, противостоящей стихиям мира. Поэтому высшее достоинство можно определить как самопреодоление ради Христа, как власть духа – высшего начала в человеке – над душой и телом, над обстоятельствами жизни. Человек достойный должен преодолевать в себе низменное начало, грозящее превратить его в игралище страстей и стихий века сего. Таким образом, самым большим, на мой взгляд, достоинством человека является непрестанная решимость следовать Божиим заповедям и предпринимаемые для этого духовные усилия.

Да не покажется Вам это нескромным, но могли бы Вы назвать человеческое качество, которое считаете своим главным достоинством?

Думаю, это терпение. Когда-то в Эстонии я посетил Музей Барклая де Толли, героя Отечественной войны 1812 года. На его гербе прочитал девиз: «Верность и терпение».

Он мне очень понравился. Я полагаю, что верность своему долгу и терпение – это именно то, что должно быть во мне всегда.

Есть ли такая черта xapaктеpa, которую Вы могли бы назвать своим недостатком?

Пожалуй, раздражительность. Но с годами я этот главный свой недостаток все-таки преодолеваю. Этому в немалой мере способствовало и неизгладимое впечатление, которое

произвело на меня обретение честных мощей преподобного Серафима Саровского. Он учил нас стяжанию благодати Святого Духа, которая освящает, спасает и укрепляет каждого, кто с верой и упованием обращается к Богу...

Существует ли для Вас сегодня проблема, решить которую Вам пока не по силам и которая мучает Вас ежедневно и еженощно?

Есть такие проблемы, их, к сожалению, немало. Но самый тревожный вопрос: какую Россию мы, старшее поколение, оставим своим потомкам?

О чем Вы молитесь чаще всего, Ваше Святейшество?

Молюсь, чтобы Господь дал нам быстрее понять, что выше Закона может быть только

Любовь, выше Права – лишь Милость, а выше Справедливости – лишь Прощение.

А как Вы обозначите роль Церкви?

Церковь всегда была со своим народом – в радостях и в испытаниях. Так было и так

будет. Церковь неизменно помогала духовному становлению народа, указывая ему нравственные ориентиры. И я  верю, что наш народ вернется к отеческой вере и построит себе достойное будущее». С. 20.

 

АЛЕКСИЙ II, Патриарх Московский и всея Руси. Войдите в радость Господа своего. Размышления о вере, человеке и современном мире / АЛЕКСИЙ II, Патриарх Московский и всея Руси // Безопасность Евразии. – 2004. – № 4. – С. 7-65.

«О телесном и духовном здоровье. Возможно, это высказывание покажется кому-то слишком резким, но поддержание физического здоровья в отрыве от здоровья духовного с православной точки зрения не является подлинной ценностью.

Господь Иисус Христос, проповедуя словом и делом, врачевал людей, заботясь не только об их теле, но и о душе, а в итоге – о целостном составе личности. Христиане – и священники, и миряне, – сталкиваясь со страданиями и смертью, вызванными неизлечимыми болезнями, помнят о том, что надо положиться на всеблагую волю Божию, и что смысл бытия не ограничивается земной жизнью.

О болезни и страдании. Богу было угодно страдание соделать средством спасения и очищения, которое может быть действенным для каждого, кто переживает его со смирением и доверием к всеблагой воле Божией. По слову святителя Иоанна Златоуста, «кто научился благодарить Бога за свои болезни, тот недалек от святости».

Болезнь – это, несомненно, посещение Божие. Она дает человеку возможность сосредоточенно уединиться в келье своего сердца и поразмыслить о самых серьезных вещах. В болезни Господь нередко указует человеку путь, которым надлежит следовать. Во время недугов и выздоровления сила Божия являет себя в человеческой немощи. Именно через познание нашей собственной слабости Господь открывает нам истинную цену вещей, их значимость в свете вечности, встретиться с которой предстоит всем нам». С. 14-15.

 

Ходнев, С. Меж куполами и орлами / С. Ходнев // Коммерсант власть. – 2008. – № 49. – С. 15-20.

«И только погребение Алексия II сопровождалось почестями и выражениями скорби, которые, пожалуй, превосходят все похороны государственного значения, случившиеся за последние несколько лет.

Если задуматься, мы до странного мало знаем о покойном как о человеке. В конце 1980-х, когда церковные иерархи стали мелькать на экранах всесоюзного телевидения, он, тогда еще митрополит Ленинградский и Новгородский, иногда, помнится, улыбается в кадре, говорил свободно и «от себя». Но во время своего патриаршества, появляясь на публике или перед камерой, он, как правило, сохранял спокойно-отрешенное выражение лица, а в словах его было сложно уловить человеческую индивидуальность интонации, тем более что часто речи для него писали другие.

Его многие ругали при жизни: либералы – за сотрудничество с КГБ и демонстративную дружбу с властью, фундаменталисты – за относительно благодушные отношения с католиками, членство РПЦ во Всемирном совете церквей и за произнесенную в 1991-м речь перед нью-йоркскими раввинами, которая открывалась словами «Дорогие братья, шолом вам во имя Бога любви и мира» (кстати, эту речь патриарх тоже сочинил не сам). Критики хватило и после его смерти». С. 15.

 

Журнал со знаком * можно найти в научной электронной библиотеке «КиберЛенинка», доступ к которой открыт в зале социально-экономической литературы.

 

Материал подготовила Миниахметова Л. И., ведущий библиотекарь отдела социально-экономической литературы

Русский