ГЕНИИ ВЛАСТИ. КОНФУЦИЙ

17.06.2025 | 27 просмотра(ов)

Не стоит бояться перемен.

Чаще всего они случаются именно в тот момент,

 когда они необходимы.

Конфуций

Конфуций (ок. 551 до н. э. – 479 до н. э.) (настоящее имя – Кун Цю) – древнекитайский мыслитель и философ. Его идеи легли в основу философской системы, получившей название конфуцианство.

Конфуций оставил нам наследие мудрости и философии, которое остается актуальным для многих людей во всем мире. Его идеи о справедливости, честности, семейных ценностях и образовании продолжают вдохновлять поколения, помогая создавать более гармоничное общество.

 

Торопцев, С. Учитель десяти тысяч поколений / С. Торопцев // Азия и Африка. – 2002. – № 11. – С. 74-76.

«А будущий папаша Учителя, почтенный служивый по имени Шулян Хэ, пришел как-то в семейство Янь с деловым предложением к своему давнему другу, главе этого семейства. Он присматривал себе третью жену.

– Ты понимаешь, – резанул он с прямотой, – мне скоро семьдесят, а обе мои бабы год за годом рожают лишь девок. Кто же станет хранить таблички с именами предков, ставить дары к алтарю? Неужто род наш угаснет?

Все были смущены. Старшие дочери опустили глазки, молчаливо бунтуя. Но младшая, Чжи, в свои неполные шестнадцать только-только переступившая порог зрелости, прямо заявила:

– Если батюшке угодно, я выйду за почтенного Шулян Хэ.

Прошел положенный срок, и стало ясно, что молодка понесла. Оба супруга взволновались.

– Ну кто же там у тебя? – поминутно вопрошал он, понимая, разумеется, что ответа нет, но подсознательно надеясь.

И вот однажды жена ответила, чуть смущаясь значительного момента:

– Мне был сон. Черный дух возвестил, что у Вас будет сын, и станет он великим человеком.

Шулян Хэ был настолько счастлив, что даже не обратил внимание на вторую часть пророчества. Да и что такое преходящее величие отдельного человека, крохотной песчинки, рядом с величием самого события – у него будет сын, его род не угаснет, продолжится в веках!» С. 74-75.

 

Будда Шакьямуни. Конфуций. Мухаммед. Франциск Ассизский. – Челябинск, 1995. – 432 с. – (Жизнь замечательных людей. Биографическая библиотека Ф. Павленкова; Т. 3).

«Лишь один он владеет всеми качествами мудреца, какие только существуют в поднебесном мире, – великодушный, кроткий, благородный, добродетельный, с всепроникающим умом, со всеобъемлющим знанием, спокойный в затруднениях и ясный в распознавании вещей, твердый и непоколебимый; он – небо и земля, которые все питают и поддерживают; он – четыре времени года в их последовательной смене; он – солнце и луна.

Глубокий и деятельный, как источник живой воды, распространяющий вокруг себя благодеяния, он подобен бездне и обширен как небо. Таков он, и вся природа почитает его, верит ему и преклоняется перед ним. Слава его имени распространилась по всему Срединному царству и доходит до народов Мань-ма. Повсюду, где плавают суда, ездят колесницы, куда проникает человеческая сила, где только простирается покров неба, поддерживаемый землей, где только светят солнце и луна, где падают роса и иней, все, кто живет и дышит, славят и любят его». С. 138.

 

Переломов, Л. С. Конфуций: «Лунь юй» / Л. С. Переломов. – Москва, 1998. – 590 с : ил.

 Высказывания Конфуция о жизни, нравственности, характере человека на сотни лет стало идеологической нормой для жителей Китая. Уроки и мысли философа просты для понимания и близки каждому.

Сказанные философом слова помогут разобраться в себе, найти гармонию и обрести душевное равновесие.

Предлагаем познакомиться с некоторыми из них.

  • Встретив мудрого, пытайся сравняться с ним. Встретив немудрого, разбирайся в себе самом.
  • На зло отвечают по справедливости, а на добро отвечают добром.
  • Ошибки, которые не исправляют, как раз и есть ошибки.
  • Речь хороша, если мысль четко выражена.
  • В трех случаях дружить полезно, и в трех случаях – вредно. Полезно, когда друг прямой, честный или многознающий. Вредно, когда друг неискренний, изворотливый или хвастливый.
  • С добрыми делами надо спешить, чтобы успеть; от плохих дел надо бежать, чтобы не обжечься.
  •  Если тебе плюют в спину – значит, ты идёшь вперёд.
  • Попытайтесь быть хотя бы немного добрее, и вы увидите, что будете не в состоянии совершить дурной поступок.
  • Никогда не рассказывайте о себе ни хорошего, ни плохого. В первом случае вам не поверят, а во втором –приукрасят.
  • Не зная воли Неба, не станешь благородным мужем.

Не зная Правил, не сможешь прочно стоять на ногах.

Не понимая сути слова, не сможешь разобраться в человеке. С. 450.

 

Маслов, А. А. Конфуций : прогулки с мудрецом / А. А. Маслов. – Ростов-на-Дону, 2010. – 442 с. : ил. – (Восточная академия).

«Из истории загадочным образом тщательно вымараны все упоминания о становлении личности самого Учителя.

Чему и как обучался сам Конфуций, где исток его собственного знания?

Есть область познаний, где, кажется, никто не сомневается в его посвященности: знание ритуалов, правил общения с духами, погребальных церемониалов и всего того, что можно назвать жреческой деятельностью. По сути, Конфуций воспринимается большинством «внешних» людей как священнослужитель и медиум, который может общаться с духами и передавать веление Неба на Землю.

И это открывает нам «скрытую» особенность биографии Конфуция: скорее всего он обучался в одной из магических школ и готовился именно к карьере священнослужителя. Но он отличался от шаманов, мистиков и магов предыдущих эпох: Конфуций не стремится к сокрытию этой тайной традиции, наоборот, он выносит магические знания на люди и пытается при помощи них отрегулировать ситуацию в Поднебесной.

Он социализирует эти жреческие знания, создает общедоступную школу, старается наставлять правителей царств и областей в надежде, что это восстановит гармонию среди людей и возобновит утраченную связь между людьми и духами. Увы, как показала вся жизнь Конфуция, две различные области человеческой деятельности – социально-государственная и жречески-магическая – не могут заменить одна другую.

И единственным его стремлением в поздний период жизни становится желание передать ученикам суть своих знаний». С. 69-70.

 

 

Кириллов, А. Мудрец из мудрецов Поднебесной / А. Кириллов // Эхо планеты. – 1999. – № 45. – С. 26-31.

«С точки зрения служебной карьеры Кун-цзы был классическим неудачником. Со своим морализаторством и бесконечными ссылками на опыт совершенных правителей, живших в баснословные времена, он быстро надоедал государям и придворным. Начинались наветы, гонения, порой приходилось в спешке собирать котомку, чтобы добежать до границы.

Было в этом что-то донкихотовское, что-то от бесконечной битвы с мельницами, винными бурдюками, гуртами свиней.

На эти странствия, в которых Конфуций, как коммивояжер, навязывал государям свою стройную систему всеобщих отношений, ушло 14 лет. Единственное, что он обрел за это время, если не считать славы (увы, неоднозначной), – это учеников, жадно внимавших каждому слову Учителя». С. 30-31.

 

Клепиков, В. Конфуций – выдающийся педагог Древнего Китая / В. Клепиков // Педагогика. – 2001. – № 3. – С. 72.

«Лучшие и передовые умы китайского народа всегда помнили о позитивных сторонах учения Конфуция, ценили его просветительские идеи, его интерес к жизни и делам человека.

Настойчивое стремление Конфуция к знаниям, истине, его гуманизм и проповедь борьбы за высокий нравственный идеал имели огромное воспитательное значение для десятков поколений китайцев. Любовь к учению, вежливость, уважение к старшим, почтение к родителям, которые проповедовал Конфуций, составили важную часть китайского менталитета, стали характерными чертами китайского народа». С. 80.

Эти и другие книги и статьи о жизни и деятельности Конфуция можно найти в отделах социально-экономической литературы и периодических изданий.

 

Материал подготовила Миниахметова. Л. И., ведущий библиотекарь отдела социально-экономической литературы

 

Русский