ГЕНИИ ВЛАСТИ. КАРЛ ВЕЛИКИЙ (2. 04. 742/747 – 28. 01. 814 г.)

17.12.2022 | 890 просмотра(ов)

Карл Великий — его полный титул звучит так: «Карл милостивейший августейший, коронованный Богом, великий властитель-миротворец, правитель Римской империи, милостью Божьей король франков и лангобардов». Он является основателем империи Каролингов, он первый кто после падения Римской Империи объединил Западную и Центральную часть Европы. В состав его владений входила большая часть современной территории Франции, Бельгия, почти вся Германия с входящей в нее Австрией и часть Нидерландов. На вновь приобретённой территории Карл начинает укреплять свою власть и продолжает присоединять ещё соседние земли.

Карла стали именовать Великим ещё при его жизни. Династия Пипинидов, к которой он принадлежал, получила название Каролингов, и именно от его имени образовалось славянское слово «Король».

Карл Великий многие политические вопросы решал с помощью династических браков и был любвеобилен. Он имел 6 официальных жён и три любовницы и всего восемнадцать детей.

Жизнь Карла Великого сочетала в себе многочисленные войны, он проводил реформы, был непримирим и жесток к своим врагам, но испытывал тёплые и нежные чувства к своим близким, особенно детям. Он прожил достаточно долгую жизнь.

28 января 814 года не станет Карла Великого, завоевателя и реформатора, ему будет суждено войти в историю и стать героем народного эпоса.

 

Егер, О. Всемирная история в 4-х томах. Т.2 : Средние века / О. Егер. - Изд. испр. и доп. - Москва : АСТ, 1999. – 693 с : ил.

«Наименование Великий император Карл заслужил и своей правительственной деятельностью, и воинскими подвигами: хотя все воинские предприятия совершались под его верховным руководством, он принимал личное участие лишь в очень немногих больших сражениях. Как истинно великий человек, он был одновременно и воином, и государственным деятелем, и полководцем, и правителем; завоевание, не сопряженное с высшей государственной целью, не могло бы послужить основой славы, способной удовлетворить сознание западного человека. Чтобы править государством, необходимо умение соединять и руководить, и в высшей степени интересно, какие именно средства единения Карл умел пустить в ход и применить к своему государству, столь пестрому и разноплеменному.

Наиболее действенным из этих средств единения была личность самого государя. В лице Карла, в высшем и влиятельнейшем положении, во главе общества появился наиболее замечательный по уму и характеру человек того времени: один из тех, кто умеет окружать себя умными и знающими советниками, привязывать их к себе и при этом обладает настолько острым взглядом и тонким чутьем ко всему разумному и полезному, что может с пользой применить умный совет на деле.

Карл в высокой степени обладал качеством, которым отличаются все великие люди – Александры и Цезари: быстротой действия и неутомимостью.

Любознательность его была поразительна, стремление к познанию доходило до наивного любопытства. Будучи очень живого темперамента, обладая умением и любя хорошо говорить, Карл ощущал потребность в большом и разнообразном обществе.

Он прекрасно говорил на немецком и латинском языках; греческий он понимал, но не говорил на нем». С. 98-101.

 

Левандовский, А. П. Карл Великий : через империю к Европе / А. П. Левандовский. - Москва : Товарищество "Соратник" - 264 с. : ил., карт. - (Серия избранных биографий).

«Карл и его коллеги по «Придворной Академии» стремились к расширению грамотности и элементарных знаний в гораздо более широких масштабах. Открытие начальных школ, прежде всего – при монастырях, стало всеобщим явлением.

Занятия в Академии не столько служили практическим целям, сколько были отдыхом для придворных, своеобразной интеллектуальной разминкой. Вот типичный образец «Диалога между учителем (Алкуином) и учеником (королевским сыном Пипином)», сохранившийся от той поры:

«…– Что такое письмо? – Хранители истории. – Что такое слово? – Предатель мысли. – Кто рождает слово? – Язык. – Что такое язык? – Бич воздуха. – Что такое воздух? – Хранитель жизни. – Что такое жизнь? – Радость счастливых, печаль несчастных, ожидание смерти для всех. – Что такое человек? – Раб смерти, гость места, проходящий путник…»

После ряда вопросов о состоянии человека и частях его тела, начинается разговор о вселенной и явлениях природы:

«…Что такое небо? – Вращающаяся сфера, неизмеримый свод. – Что такое свет? – Лица всех предметов. – Что такое день? – Пробуждение к труду. – Что такое солнце? – Блеск вселенной, краса небес, прелесть природы, распределитель часов. – Что такое земля? – Мать растущего, кормилица живущего, хранительница жизни, пожирательница всего. – Что такое море? – Путь отважных, граница земли, гостиница рек, источник дождей…»

Разбирая времена года, собеседники устанавливают, что зима – изгнанница лета, весна – живописец земли, лето – ее одежда, осень – житница года, а год – колесница мира, которую везут день и ночь, холод и тепло, а правят – солнце и луна.

Заканчивается диалог рядом загадок, которые учитель задает, а ученик разгадывает, вроде «мертвые породили живого, а дыхание живого пожрало мертвых…», что оказывается огнем, возникшим от трения щепок и затем спалившим эти щепки». С. 116-117.

 

Левандовский, А. П. Белый слон Карла Великого : Невыдуманные истории / А. П. Левандовский. - Москва : Высшая школа, 1993. - 320с.

«Среди многочисленных сокровищ Карла, накопленных за годы войн, особое место занимал большой полированный рог, украшенный причудливой резьбой. Когда король спросил о материале, из которого сделана необычная вещь, ему сказали, что это клык слона. Карл был крайне удивлен. Он не представлял себе зверя, из зуба которого можно было вырезать подобный рог. И у него возникло страстное желание: во что бы то ни стало этого зверя увидеть…

Ближайшим соседом франкского государя, к которому можно было обратиться с просьбой прислать слона, оставался Харун ар-Рашид. Отношения между двумя выдающимися государями конца VIII – начала IX в. во многом повлияли на ход событий. Переговоры, начавшиеся с просьбы о присылке слона, привели к последствиям глобального масштаба, не говоря уже о том, что они полностью определили политический курс Карла Великого в последний период его царствования.

На этом можно было бы и закончить. Но осталась невыясненной судьба главного героя этой истории – слона. А слон был. И имел весьма звучное имя –  Абу-ль-Абба. В Ахен слон был доставлен только 20 июля 802 г. Карл поместил его в свой знаменитый охотничий парк… Здесь Абу-ль-Абба стал объектом «научных» наблюдений. Так, известный в придворных кругах грамматик и географ Дикуил упрекал автора одного компилятивного трактата за утверждение, будто слон никогда не ложится. «…Слон, – писал Дикуил, – напротив, лежит, подобно быку, что все люди Франкского государства наблюдали на примере слона императора Карла…»

…Не желая расставаться со своим новым любимцем, Карл и его стал повсюду возить за собой. Так продолжалось до 810 года, ставшего роковым для заморского животного. В этом году император отправился на север, во время стоянки и околел бедный Абу-ль- Абба.

Действительно ли слон был белым?

В этом мы не уверены. Ни один из сохранившихся источников об этом не упоминает. Быть может, именно в этом смысле надо понимать Эйнгарда, который, заявляя, что Харун прислал Карлу своего единственного слона, имел в виду единственного белого слона? Может быть. А может, и нет. Скорее всего, версию о белом слоне создала поздняя традиция. И подхватила художественная литература». С. 8; 13-15.

 

Историки эпохи Каролингов / Сост. М. А. Тимофеева; Пер. с лат. и примеч. М. С. Петровой. - Москва : РОССПЭН, 1999. – 279 с.

«Против франков возникало столь много других серьезнейших войн, которые король мастерски вел, что, рассматривая их, трудно решить, чему в Карле следует больше удивляться – стойкости в трудностях или его удаче. Ведь саксонскую войну начал на два года раньше итальянской и не переставал вести ее, и ни одна из войн, которые велись еще где-либо, не была прекращена или приостановлена на какой-либо стадии из-за трудностей. Ибо Карл, величайший из всех тогда правивших народами королей, который превосходил всех благоразумием и величием души, никогда не отступал перед трудностями и не страшился опасностей тех [войн], которые предпринимал или вел. Напротив, он умел принимать и вести каждое начинание в соответствии с его природой, не отступаясь в трудной ситуации и не поддаваясь ложной лести удачи в ситуации благоприятной.

Таковы были войны, которые с великой мудростью и удачей вел самый могущественный король в различных частях земли в течение 47 лет (ведь столько лет он царствовал)». С.16.

 

Мюссо-Гулар, Рене. Карл Великий / Рене Мюссо-Гулар; пер. с фр. Е. В. Морозовой. - Москва : Весь мир, 2003. - 174 с. : ил. - (Весь мир знаний. История).

«В эпоху Карла Великого религия взяла собой всё, все составляющие мироздания. Она гораздо сильнее, чем при предшествующих правителях, пронизала общество, экономику, администрацию, королевские управленческие структуры. Основная часть законов Карла касается вопросов религии.

В эпоху империи произошло окончательное формирование нового литургического обряда. Литургия, молитвы, читаемые в приходских церквях, кафедральных соборах или церквях при аббатствах должны прославлять божественное величие. Богослужение должно проводиться единообразно и на латинском языке.

Народ также должен приложить усердие и разучить хотя бы две молитвы, Отче Наш и Символ апостольской Веры. К этому вопросу Карл Великий возвращался не менее десятка раз, практически всегда используя одни и те же слова и выражения: «Каждый священник обязан обучить молитве Отче Наш и Симвлоу Веры каждого человека, соблюдать которого ему положено…

Каждый священник обязан не только обучить молитве Отче Наш, но и разъяснить пастве Символ Веры.

Каждому мирянину следует знать Отче Наш и Символ Веры».

Текст Символа Веры, по мнению императора, в церквях следовало петь, а не читать, подобно стихотворению». С. 165-166.

 

Хэгерманн, Дитер. Карл Великий / Дитер Хэгерманн ; пер. с нем. В. П. Котелкина. - Москва : АСТ : Ермак, 2003. - 686 с. : ил. - (Историческая библиотека).

«Ведь со временем великие люди освобождаются от спорности оценок, от ненависти со стороны тех, кому они причиняли страдания; на этом фоне может происходить их идеализация, что и произошло с Карлом Великим, ставшим героем, князем и святым» (Якоб Бурхард).

Все, связанное с жизнью и деятельностью монарха, составной частью входит в историю нашего континента – Европы, у истоков которой стоял Карл Великий». С. 672.

 

Материал подготовила Миниахметова Л. И., ведущий библиотекарь отдела социально-экономической литературы

Русский