ГЕНИИ ВЛАСТИ. Будда (563 до н. э.-483 до н. э.)

02.03.2024 | 141 просмотра(ов)

Бу́дда Шакьяму́ни (пробуждённый отшельник из (рода) Шакьев) – основатель одной из мировых религий, которая зародилась в Древней Индии в I тысячелетии до н. э., и центральная личность в Буддизме.

Учение Будды гуманистичное и наполненное оптимизмом. Будда считал, что любой человек вне зависимости от своего социального положения и прошлых жизней может собственными силами получить над собой власть, а также управлять собственной судьбой, идеями и страстями.

Блаженство пробужденного состояния называют нирваной, в соответствии с взглядами буддизма доступна для любого живого существа. С позиций буддийской доктрины, буддой может считаться любой, кто открыл дхарму (истину) и достиг просветления через накопление большого количества положительной кармы, посредством правильных мыслей, слов и поступков.

 

Будда Шакьямуни. Конфуций. Мухаммед. Франциск Ассизский : Биографические повествования / Составитель Н. Ф Болдырев. – Челябинск : Урал, 1995. – 432 с. – (Жизнь замечательных людей. Библиотека Ф. Павленкова ; Т. 3).

«В 623 году до Р. Х. у Майи родился сын, ребенку дали имя Сирватасиддхартха, сокращенно Сиддхартха, что значит «совершенный во всех вещах».

При его рождении один отшельник Асита предсказал, что новорожденному предстоит в будущем высокая судьба быть властелином всего мира, если он изберет светскую жизнь, или «совершенным, великим» Буддой, если он отречется от мира. Предсказание это Асита сделал на основании найденных им на теле новорожденного 32 главных знаков и 80 второстепенных, характеризующих, по народным воззрениям, великого человека.

На 29-м году жизни в царевиче произошел резкий нравственный перелом, в силу которого он решил оставить прежний образ жизни и отдаться новому.

Мирская жизнь представляла для него так много привлекательного, что отрешиться от нее раз и навсегда было нелегко, – ему пришлось покинуть могущество, власть, честь, славу, богатство, любовь, – одним словом, все, что делает жизнь человека прекрасной, и изменить это спокойное существование на суровую и аскетическую жизнь отшельника; но как бы то ни было, Сиддхартха расстался навсегда со своим прежним положением и сделался отшельником». С. 38-40.

 

Буланже, П. Будда. Конфуций. Жизнь и учение / Составитель С. В. Игошина. – Москва : Искусство, 1995. – 319 с.

«У Сиддхартхи спросили, в чем начало страстей, ненависти, страха? Откуда возникают сомнения и беспокоят дух?

  • Сиддхартха отвечал: страсти и ненависть коренятся в телесном, только телесное рождает страх и ненависть, только телесное возбуждает сомнение, которое беспокоит дух. Страсти коренятся и растут в теле, как ветки на дереве. Они связывают человека, как повилика оплетает дерево. И тот, кто узнал, где коренятся страсти и сомнения, тот и сумеет вырвать их, тот сумеет переплыть этот океан жизни и вступить в вечную жизнь.
  • Только тот может быть назван мудрым, кто сам себя ведет в жизни, кто никого не гневит и сам не гневается.
  • Жадность – это царица мира. Она зарождает желания, она толкает людей к исполнению их.
  • Ищите себе друзей равных или лучших себя. И найдя их, радуйтесь. А если не найдете таких друзей, живите одни, радуясь в своем одиночестве». С. 39.

 

Тик Нат Хан. Древний Путь. Белые облака:  В 2 т. Т. 1: Кн.1, 2 / Перевод с англ. З. Цеденбала. – Москва : ТЕРРА, 1997. – 336 с. : ил. – (Портреты).

«Существует много видов любви. В жизни очень нужна любовь, но не та, что основывается на похоти, страсти, привязанности, неравенства и предубеждении. Ваше величество, существует и другой вид любви, особенно необходимый, который заключается в любящей доброте и сострадании, или «майтри» и «каруна».

Любящая доброта и сострадание не ограничиваются родителями, супругами, детьми, родственниками, членами касты или земляками. Они распространяются на всех людей и живых существ. В майтри и каруне нет неравенства, нет «моего» или «не моего». В присутствии любящей доброты и сострадания жизнь наполняется миром и радостью.

…Нужно видеть истинную природу нашей любви. Наша любовь должна приносить мир и радость тем, кого мы любим. Если наша любовь основана на эгоистическом желании владеть другими людьми, мы не сможем принести им мир и радость. Напротив, наша любовь заставит их чувствовать себя в ловушке. Такая любовь не более чем тюрьма. Если те, кого мы любим, не могут быть счастливы из-за нашей любви, они найдут путь, чтобы освободить себя. Они не примут тюрьму нашей любви. Постепенно любовь обернется гневом и ненавистью.

Согласно Пути Просветления, любовь не может существовать без понимания. Любовь и есть Понимание. Если вы не способны понять, вы не можете любить. Если вы хотите, чтобы любимые вами люди были счастливы, вы должны научиться понимать их страдания и стремления. Когда вы поймете, вы будете знать, как облегчить их страдания и как помочь осуществить их стремления. Вот истинная любовь». С. 292-296.

 

Будда и его учение. – Москва : Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1999. – 224 с. – (Антология гуманной педагогики).

«Учение Будды глубоко педагогично, ведь наиглавнейшая его цель на пути к просветлению человека – воспитание нравственности. В «Сутре великой нирваны» говорится: «Нравственность – лестница ко всем благим качествам; основа, подобная [земле] – основе деревьев и прочего. Она идет впереди всех благих качеств, как впереди всех идет предводитель каравана.

Она – победный стяг всех достоинств, подобный поднятому победному стягу Индры; разрушитель всех грехов и тропы в несчастную участь. Она подобна целебному древу, лечащему все болезни зла.

Она – провиант для путников по опасным дорогам сансары; оружие, уничтожающее врагов – клеши; заклинание, избавляющее от змеиного яда клеш; мост, переводящий через реку «зла». С. 5.

 

Буддизм / Автор-сост. Л. А. Сурженко. – Минск : Книжный дом, 2009. – 384 с. – (Религии мира).

«А ведь правила нравственности, заповеданные Буддой, вовсе не так легки, как иногда представляются в источниках. Член общины должен был строго соблюдать следующее: воздерживаться от убийства любого (!) живого существа; воздерживаться от воровства; от неподобающих сексуальных отношений; строго воздерживаться от неправдивой речи; не употреблять пьянящие напитки и дурманящие вещества. Нужно было полностью отречься от мирской жизни, заниматься довольно суровой духовной практикой и во многом ограничивать себя.

Чего стоит хотя бы тот факт, что буддийские монахи принимают пищу всего два раза в день, однако сам Будда принимал пищу всего один раз в сутки, причем в количествах, которых не хватило бы для насыщения и канарейке. При этом тело Гаутамы не теряло округлости форм даже при такой диете, чего не скажешь о некоторых его неразумных последователях, пробовавших в точности копировать тот способ существования, который вел Будда.

Для многих убежденных адептов тхеравады такие эксперименты закончились преждевременным отходом в Нирвану». С. 111.

 

Тик Нат Хан. Древний Путь. Белые облака:  В 2 т. Т. 2: Кн. 2, 3 / Перевод с англ. З. Цеденбала. – Москва : ТЕРРА, 1997. – 320 с. : ил. – (Портреты).

«Будда закрыл глаза. Он произнес свои последние слова. Земля вздрогнула. Цветы дерева сал осыпались дождем. Каждый почувствовал, что его сознание и тело затрепетали. Люди поняли, что Будда ушел в нирвану.

Будда ушел. Некоторые бхикшу распростерлись на земле. Они запричитали:

– Будда ушел! Господин умер! Глаза вселенной закрылись! В ком мы теперь можем принять прибежище?

Эти бхикшу плакали и кричали, а другие сидели в молчании, наблюдая за своим дыханием и медитируя так, как учил их Будда.

Почтенный Ануруддха заговорил:

– Братья, не кричите так жалобно! Господин Будда учил нас, что если есть рождение, то есть и смерть, наряду с возникновением есть и распад, вместе с соединением есть и разделение. Если вы понимаете и следуете учению Будды, сохраните состояние спокойствия.

После продолжительного чтения сутр почтенный Ануруддха произнес проповедь Дхармы. Он восхвалил достижения Будды – его мудрость, сострадание, добродетель, концентрацию, радость и беспристрастие». С. 284-285.

 

Материал подготовила Миниахметова Л. И., ведущий библиотекарь отдела социально-экономической литературы

Русский