В отделе литературы по искусству оформлена выставка «Музыка как судьба», на которой представлены книжные, периодические, нотные издания, фотодокументы из фондов Национальной библиотеки, раскрывающие многогранную личность композитора, пианиста и просто человека.
Выставка состоит из нескольких разделов.
Книги и фотографии дают возможность читателю перелистать страницы биографии А. Эшпая. С раннего детства он рос в семье, глубоко чтившей национальное искусство. Его отец – Яков Андреевич Эшпай – фольклорист, один из первых марийских профессиональных композиторов, сделал свыше 500 записей марийских народных мелодий. Мать – Валентина Константиновна – учительница русского языка и литературы, племянница чувашского композитора А. Н. Тогаева, знала и хорошо пела русские, марийские, чувашские песни. Импровизированные домашние концерты, общение с простыми людьми, звучание народных песен оказали большое влияние на братьев Валентина и Андрея, на формирование их музыкальных способностей. После переезда в Москву, в связи с поступлением отца в Московскую консерваторию, Андрей начал учиться в музыкальной школе имени Гнесиных, которую окончил в 1941 году. Брат Валентин в это время уже проходил службу в Красной армии под Ленинградом.
2. «Я войну до сих пор часто вижу во сне…»
В этом разделе выставки представлены материалы, основанные на воспоминаниях А. Эшпая. О том, как он, 16-летний подросток, рвался на фронт. Как добрался в зимнюю стужу до Чебоксар (Андрей, заканчивая школу, жил в это время у родственников в Мариинском Посаде), где формировался авиаполк, мечтая стать лётчиком, но пришлось вернуться обратно. Повестку из военкомата ему вручили в 1943 году.
Сначала получил направление в Чкаловское (ныне Оренбургское) пулемётное училище, затем на курсы военных переводчиков, т.к. хорошо владел немецким языком. А с конца 1944 г. Андрей Эшпай уже принимал участие в боях в составе взвода разведки I Белорусского фронта, пройдя боевой путь от Польши до Германии. Рассказывал о жестоких боях за Берлин, где потерял двух своих близких друзей. А. Я. Эшпай награждён орденами Красной Звезды, Отечественной войны II степени и многими боевыми медалями.
Боль потерь в своей семье (не вернётся с войны брат Валентин и двоюродный брат Борис), фронтовых товарищей, увиденное собственными глазами, какие разрушения и страдания приносит война – всё это нашло отражение в творчестве композитора в послевоенное время, когда он говорил: «Я войну до сих пор часто вижу во сне… Она никогда не уходит». Тема войны и мира будет одной из главных. Об этом - Первая и Пятая («Военная») симфонии, балет «Круг», памяти погибшего брата «Три хора a capella». И, конечно, знаменитая песня «Москвичи», которую многие знают под другим названием «Серёжка с Малой Бронной…», написанная на стихи поэта-фронтовика Евгения Винокурова.
И ещё один интересный факт из военной биографии Андрея Эшпая. В Варшаве, в одной из брошенных квартир он увидел фортепиано и стал играть для своих боевых друзей. На звуки музыки собрались и местные жители, среди которых была полька, которая, услышав фамилию Андрея Яковлевича, сказала, что она тоже знала одного профессора по фамилии Эшпай, слушала его хоровые произведения в Москве. А когда выяснилось, что этот молодой офицер - сын того профессора, женщина предсказала ему будущность большого мастера. И не ошиблась.
3. «Музыка – поэзия его жизни» (Е. Евтушенко)
В своём творчестве Андрей Эшпай отдавал предпочтение инструментальной музыке крупных жанров. Композитором были созданы 9 симфоний и более 20 концертов для различных инструментов. Его перу принадлежат балеты «Ангара» и «Круг», увертюра-фантазия «Переход Суворова через Альпы», камерная музыка, кантаты, а также музыка к многочисленным театральным постановкам и кинофильмам.
Исследователи творчества А. Я. Эшпая (А.Новосёлова, А. Богданова, Л.Черниговская, др.) единодушны в том, что «талант Андрея Яковлевича с первых работ студента Московской консерватории, раскрыл яркие черты творческого почерка этого одарённейшего композитора» (Ин. Попов). А Арам Хачатурян, с восторгом отзывался о своём ученике-аспиранте: «Меня привлекают его оригинальный музыкальный язык, свежесть интонаций, умелое обращение с народным мелосом, марийской песней».
Марийские интонации присутствуют практически во всех симфонических, инструментальных произведениях А. Эшпая. Достаточно назвать Симфонические танцы на марийские темы, Песни горных и луговых мари, Венгерские напевы для скрипки с оркестром. Верным соратником, другом и первым критиком был отец композитора Яков Андреевич. «Своей тонкой беспристрастной оценкой он помог мне выполнять всё задуманное и сделанное», - вспоминал Андрей Эшпай. Памяти отца композитор посвятил Симфонию № 3.
Критик Анна Ганжа писала: «Красота, искренность и простота в высшем своём воплощении неизменно присутствуют в музыке Андрея Эшпая… Быть может, поэтому крепкая и жизнелюбивая, глубокая и проникновенная, она живёт вне времени и пространства, но, обретая час и место благодаря исполнителям, становится доступной слушателю и оттого – ещё более непостижимой».
4. «Очень люблю Ваши песни…»
Андрей Эшпай – автор музыки более чем к 60-ти кино и телефильмам: «Жажда», «Майор «Вихрь», «Адъютант его превосходительства», «Возврата нет», «Приходите завтра» и многим другим. Его лирические песни «Что знает о любви любовь?», «Почему, отчего?», «Мы с тобой два берега» - это не поделки на потребу дня, они неизменно отмечены строгостью и благородством вкуса. Кинематограф сблизил композитора со многими замечательными поэтами. Среди них Г.Регистан, Л.Дербенёв, В.Карпеко. Поэт Евгений Евтушенко вспоминал: «С Эшпаем в 1961 году я написал одну из самых первых песен «А снег идёт», ставшую популярной благодаря, прежде всего, музыке и подарившей мне поэтому многоприятную радость узнавания этой песни в самых разных уголках нашей страны». Этой песне, написанной для фильма «Карьера Димы Горина», без малого уже 64 года, но до сих пор она не потеряла своей популярности, и многие современные певцы и группы включают её в свой репертуар. И, несомненно, особое место в творчестве А. Эшпая занимает песня «Йошкар-Ола» на слова Л. Дербенёва, ставшая своего рода гимном нашего города, любовь к которому он пронёс через всю свою жизнь и часто возвращался сюда.
По своему настроению песни Эшпая окрашены в традиционные тона любовных или дружеских чувств, тона тёплые и светлые. Они никогда не бывают крикливы, резки и развязны. Не случайно так много замечательных слов адресовано композитору от почитателей его таланта.
5. Слово об Эшпае.
Посетители выставки смогут узнать из представленной литературы об Андрее Эшпае – человеке, друге, наставнике, общественном деятеле.
Не случайно говорят, что имя как-то сказывается на характере и судьбе. На языке мари «эшпай» - хороший друг. Как отмечали люди, знавшие Андрея Яковлевича, ему это подходило удивительно. Недаром он пользовался большим авторитетом и любовью и у своих товарищей по творческому цеху, и у земляков, родных и друзей.
Композитор Сергей Слонимский, виолончелист Мстислав Ростропович говорили об Эшпае как о настоящем друге, готовым поддержать в трудную минуту, что ему не были присущи «творческая зависть, самодовольство, привычка к лести, невнимание к личности собеседника». Поэт Евгений Евтушенко писал: «Андрей Эшпай принадлежит к редкому типу людей, которые не старятся с годами. …Трудно представить, глядя на его изменчивое, подвижное, в чём-то мальчишески беззащитное лицо, что он прошёл по страшным фронтовым дорогам». Внучка Маша вспоминала: «В какое бы помещение он ни заходил, сразу же заполнял собой всё пространство. Его харизматичность, энергетика, напористость, сила воли подчиняли мгновенно всех и вся». В. А. Пектееев, заслуженный деятель искусств РМЭ писал: «У каждого народа есть знаменитые люди, к которым всеобщее признание приходит ещё при жизни. Несмотря на последующий бег времени, их имена сохраняются в человеческой памяти как духовные скрепы поколений. К их разряду относится и Андрей Яковлевич Эшпай».
Информация подготовлена И.Н. Овчинниковой, главным библиотекарем отдела литературы по искусству.
- 43 просмотра