Еще один убедительный довод в пользу классики.

21.08.2019 | 1832 просмотра(ов)

Напоминаем нашим читателям, что в Центре чтения Национальной библиотеки имени Чавайна продолжает работать выставка «Дамы эпохи», представляющая кукол в образах героинь произведений мировой классической литературы.

Эти нарядные фарфоровые дамы, сделанные вручную, представляют эпоху XIX – начала XX веков. Они словно «вышагнули» из произведений Джейн Остен, Шарлотты Бронте, Чарльза Диккенса, Оскара Уайльда, Александра Дюма, Оноре де Бальзака, Стендаля, Густава Флобера, Эмиля Золя, Льва Толстого, Федора Достоевского, Михаила Булгакова…

Кстати, эту идею «вышагивания из книги» весьма плодотворно использовали сотрудники Центра чтения при формировании экспозиции. Практически каждый кукольный женский образ соотнесен с соответствующим литературным произведением. Книги из фондов Национальной библиотеки являются такими же полноценными экспонатами этой выставки, как и сами куколки.

Организаторы выставки уверены, что подобная экспозиция – это не просто легкое, красивое, изысканное зрелище. Это нам – не просто куколки-игрушки… Нет! Это нам, как мы уже сказали, – героини всемирно известных литературных произведений.

А это ли не отличный повод, чтобы вспомнить классику и классиков, вновь перечитать замечательные, умные, глубокие, непростые, но очень интересные книги, книги со знаком мирового качества.

И не сомневайтесь! Вы сделаете это с большим удовольствием, с чувством ностальгии по тем временам, когда классикой зачитывались взахлеб. Более того, вы сделаете это с чувством собственной значимости, с чувством уважения к собственной персоне.

Таким образом, если наши прекрасные фарфоровые дамы, представленные на выставке, подвигнут вас на богоугодное дело перечитывания классических текстов или знакомства с ними, значит, экспозиция свою «сверхзадачу» выполнит.

А мы, со своей стороны, хотим познакомить вас с некоторыми экспонатами выставки «Дамы эпохи» и попутно освежить в вашей памяти некоторые литературные сюжеты.

С вашего позволения, начнем с английской литературы. Кстати кукольных героинь, представляющих именно британскую классику, на нашей выставке оказалось больше, чем представительниц других национальных литератур вместе взятых.

Итак, знакомьтесь: ЭЛИЗАБЕТ БЕННЕТ, главная героиня романа Джейн Остен «Гордость и предубеждение» (1813).

«Гордость и предубеждение» - это первый из романов, написанных Джейн Остен. Издан он был вторым, но написан – первым.

В ту пору, когда Остен начала работу над этим сюжетом, ей исполнился всего лишь 21 год. Опубликовать свое детище она смогла только 15 лет спустя, уже после того, как читатели с восторгом приняли вторую книгу Джейн Остен «Разум и чувства» (1811). А в свое время первый роман был отвергнут сразу несколькими издателями. Правда, и выглядел он в то время иначе: назывался – «Первое впечатление» и был романом в письмах.

Джейн Остен рук не опустила, с неудачей не смирилась, много работала над текстом, переделывала его беспощадно…

В результате читатели получили ту великолепную книгу, которую полюбили безоговорочно. В ней было все, что мы ценим до сих пор: мастерство, зрелость мысли, прекрасный слог, веселый юмор, непосредственность, афористичность…

Не случайно роман Джейн Остен, которому в 2018-м году исполнилось 205 лет, считается эталоном английской прозы и занимает вторую строчку в рейтинге «200 лучших книг по версии ВВС».

И опять же не случайно этот роман экранизировали множество раз. Начиная с голливудской версии 1940-го года (в главных ролях – Лоуренс Оливье и Грир Гарсон), чуть ли не каждые 2-3 года на экраны выходила очередная экранизация этой романтической драмы. Есть даже индийская киноверсия этого произведения.

Одна из последних экранизаций – версия 2005-го года, где главную роль сыграла красавица Кира Найтли. Кстати, у британского режиссера Джо Райта были определенные сомнения по поводу Найтли. Он считал, что та слишком красива для роли Элизабет, что зрители не смогут оторвать от нее глаз и лишаться возможности следить за развитием сюжета.

Но наша любимая экранизация – это, безусловно, 6-серийная телевизионная версия, снятая в Великобритании в 1995-м году каналом ВВС, где роль мистера Дарси исполнил актер замечательной мужественной красоты Колин Ферт, а роль Лиззи – обаятельная Дженнифер Эль.

Сюжет произведения таков: семейство, в котором пять дочерей и ни одного сына, проживает в усадьбе, в сельской местности. По закону о наследовании имение должно передаваться по мужской линии. Поэтому проблема у главы семейства огромная: семья может лишиться своего дома. Основная забота матери семейства, миссис Беннет, – выдать своих дочерей замуж по возможности удачнее.

Старшая из сестер Беннет – Джейн – необыкновенно красива. Именно с ней связаны самые смелые надежды ее матери.

Элизабет Беннет, вторая из сестер, - любимица отца, умная, очаровательная, остроумная, ироничная, искренняя девушка. Ей совершенно не свойственно притворство, царящее в светских салонах. Она выгодно отличается от своих младших сестер: взбалмошной, бестолковой, безответственной, плохо воспитанной Лидии (помним, как та сбежала из дома с возлюбленным, скомпрометировав все семейство, поставив под удар судьбы своих сестер) и чопорной, лицемерной Мери…

Яркая, сильная, имеющая собственное мнение, не поддающаяся условностям общества, Элизабет Беннет выделяется не красотой, а живостью ума. Она готова отстаивать свое право на любовь. Да, она, как и все девушки викторианской эпохи, мечтает выйти замуж, но она не примет предложение первого, кто попросит ее руки. Не примет она сначала и предложение мистера Дарси, считая его излишне высокомерным. «Я выйду замуж только тогда, когда полюблю!» - говорит она матери.

Так, в конце концов, и случится, когда Элизабет Беннет сможет преодолеть свое предубеждение, свое «первое впечатление» и оценить благородство, честность, сдержанность, порядочность и доброту мистера Дарси.

В общем, все закончится благополучно. К финалу истории целых три сестры Беннет из пяти окажутся замужем. Ура!!!

 

У нашей куколки, изображающей Элизабет Беннет, длинные распущенные каштановые волосы.

Она одета в льняное платье кораллового цвета в разноцветную полоску с широким белым кружевным воротником по вырезу горловины. Достаточно яркий цвет платья нашей героини говорит о ее жизнерадостном нраве. Поверх платья на Лиззи – жакет кремового цвета, эффектно завязанный на груди бантами из белых лент. На голове – соломенная светлая шляпка, тоже завязывающаяся на белые ленты и отлично гармонирующая с нарядом. Костюм – очаровательный, комфортный, выполненный из натуральных тканей. Он прекрасно подходит для длительных прогулок пешком. Мы не видим на Элизабет ни одного лишнего аксессуара. Все детали имеют практическое применение, что очень важно для девушки, привыкшей жить в режиме жесткой экономии, ибо материальное положение семьи не позволяет следовать последним веяниям парижской моды. Впрочем, Элизабет не испытывает к «капризам моды» значительного интереса. Именно в своем наряде она чувствует себя естественно и комфортно.

Русский