Центр чтения продолжает использовать отличный повод, чтобы поговорить о хороших книгах, которые давно признаны человечеством классикой мировой литературы. И повод этот – действующая в Центре чтения выставка «Дамы эпохи», представляющая фарфоровых кукол в образах литературных героинь.
Мы решили не прерывать знакомства с Джейн Остен и ее героинями, благо куколки в образах женских персонажей ее романов занимают значительное место в нашей экспозиции.
Знакомьтесь – ЭММА ВУДХАУС, главное действующее лицо романа Джейн Остен «Эмма» (1815).
«Эмма» - четвертый роман Джейн Остен, опубликованный в 1815 году небольшим тиражом, который почему-то так и не был распродан на протяжении последних двух лет жизни писательницы.
Однако именно этот роман исследователи считают «наиболее зрелым и совершенным произведением Джейн Остен, вершиной ее творчества, ярчайшим образцом комически-иронического повествования».
Роман, действительно, – блестящий, остроумный и, не побоимся этого слова, несколько старомодный… Это – очень «медленное», по-старомодному вдумчивое чтение… Современным молодым людям такое чтение может показаться скучноватым: ведь, строго говоря, в романе почти ничего не происходит: ни погонь, ни стрельбы, ни одного самого завалящего убийства, ни прочей жестокости, ни эротики, ни глубинных самокопаний… Зато он проникнут несокрушимым здравым смыслом, тонким британским юмором и истинно староанглийским духом!
И, наверное, роман «Эмма», впрочем, как и другие произведения Джейн Остен, - это все же «женская проза»: слишком уж здесь много про то, кто как на кого посмотрел, кивнул, шаркнул ножкой, выразительно промолчал… Мужчины, как правило, на такие «наиважнейшие вещи» внимания не обращают…
Эмма Вудхаус, «красавица, умница, богачка, наследница прекрасного имения», прожила на свете 21 год, «почти не ведая горестей и невзгод». Ну, как – «не ведая»… Вообще-то, в раннем возрасте девочка потеряла мать… Однако судьба к Эмме, действительно, благоволила. Воспитывала ее гувернантка, славная, милая женщина, которая смогла стать ей почти матерью и настоящей подругой. И отец, ипохондрик, конечно, и принципиальный противник браков, утверждающий, «что замужество – это зло, так как оно уводит девушку из родного дома», но он любит свою дочь безумно…
Рассуждения отца о браке, видимо, сказались на отношении Эммы к этому вопросу: она, пожалуй, единственная из всех героинь Джейн Остен, кто не стремится к замужеству, решив, что устраивать судьбы других людей, гораздо интереснее.
Независимой, активной Эмме жизнь в английской провинции кажется невероятно скучной. Чтобы не сидеть сложа руки, она и берется устраивать чужие замужества.
В свое время Эмма удачно сосватала свою любимую гувернантку за мистера Уэстона, ну, и решила, что она – гениальная сваха, которая способна «осчастливить» всех своих подруг, приятельниц и просто знакомых.
Высокомерная аристократка, своенравная, уверенная в своем превосходстве над окружающими, она решила, что ей дано право вмешиваться в чужие жизни, играть чужими чувствами. Она и не подозревала, что подобные игры, пусть и без злого умысла, не всегда оборачиваются во благо, чаще они приводят к весьма плачевным результатам.
Эмма развила весьма бурную деятельность на поприще сводничества, вообразила себя Купидоном, напридумывала-нафантазировала бог знает что, сама же в свои придумки поверила и начала плести сложные интриги. В своих фантазиях она уже соединила в пары определенных людей, не поинтересовавшись, разумеется, ни их чувствами, ни их желаниями. Дескать, без вас все знаю! Я тут главная! Делайте, как я сказала, и будет вам счастье!!!
Однако все ее демарши, все ее яростные попытки подобрать каждой незамужней даме подходящего, на ее взгляд, холостого кавалера заканчиваются неудачами. Балованная, самоуверенная Эмма, желая стать полезной, по сути, оказывает своим приятельницам «медвежьи услуги». Герои романа обретают счастье не благодаря стараниям Эммы, а вопреки им. И пары, к ее удивлению, составляются совсем не так, как она запланировала.
Главная героиня романа Джейн Остен, конечно же, далека от идеала, но ни у кого не повернется язык назвать Эмму отрицательным персонажем. Нет! Эмма – очаровательная и, по сути, добрая девушка: она ухаживает за отцом, она любит своих пятерых племянников, она сопереживает и помогает нуждающимся… Не только желание «командовать» движет ею, но и желание сделать всех вокруг счастливыми! Полностью погруженная в любовные истории других людей, Эмма Вудхаус боится, видимо, полюбить сама. Мудрости ей, конечно, не хватает, но по ходу развития сюжета она начинает ее обретать.
И, в конце концов, все случилось! Сватая друга семьи мистера Найтли и свою приятельницу Джейн Фейрфакс, Эмма вдруг понимает, что сама давно уже влюблена в этого строгого, серьезного, рассудительного человека, который, единственный из всех, открыто и беспощадно критикует ее интриги, пытаясь «притормозить» ее неуемную энергию.
Под благотворным влиянием этого достойного джентльмена Эмма осознает неуместность своего поведения, понимает, как деспотично вела себя с девушками, бросается направо и налево просить прощения, предлагать помощь… Она, действительно, старается стать лучше и быть внимательнее к людям.
Читатель видит реальные перемены, происходящие с Эммой: из высокомерной, самовлюбленной юной командирши она превращается в смирную, раскаявшуюся барышню. Надолго ли – неизвестно, но она уже готова выйти замуж за человека, который способен защитить ее от ее же собственных ошибок.
В 1996 году на экраны вышли сразу две киноверсии романа Джейн Остен. Одна сделана в Великобритании режиссером Диармайдом Лоуренсом, а вторая – в США режиссером Дугласом Макгратом. Оба фильма, безусловно, хороши и являются, на наш взгляд, приятным дополнением к книге.
Голливудская версия – очаровательная, очень красивая, романтическая комедия с Джереми Нортэмом и юной, прекрасной Гвинет Пэлтроу в главных ролях. Кстати, в карьере актрисы это была первая главная роль. После премьеры Гвинет Пэлтроу стала звездной знаменитостью.
Британская киноверсия «Эммы» с Кейт Бекинсейл и Марком Стронгом в главных ролях – это как раз тот нередкий случай, когда англичанам снова удалось сделать лучшую, по нашему мнению, экранизацию своего родного английского литературного произведения.
Сразу подкупает то, что дух книги, а, следовательно, и дух эпохи переданы безупречно, нет никаких современных наносов. Перед нами воочию предстает старая добрая Англия первой четверти 19 века, когда сдержанность, элегантность, благородство и даже легкая чопорность были неотъемлемой частью культуры. Актеры, проникшись сельским настроением английских аристократических поместий, ведут себя очень сдержанно. Именно сдержанность в проявлении чувств дает понять, насколько эти чувства глубоки. Так, одного взгляда мистера Найтли в исполнении Марка Стронга достаточно, чтобы понять его отношение к героине.
У этой киноверсии есть только один существенный недостаток: она очень короткая, всего 2 часа… Зритель не успевает насытиться красотой и «вкусностью» происходящего на экране… Как говорится: хорошо, но мало!
Куколка из нашей коллекции представляет явно не ту Эмму, которую мы видим в финале романа, а как раз ту своенравную, самоуверенную, балованную барышню, которая делает в своей жизни одну ошибку за другой, обижает людей, даже не замечая этого. Как высокомерно и воинственно вздернут ее носик… Как надменно взирает она на окружающих…
На Эмме – платье в стиле «ампир» (от фр. «empire» - «империя»), который является высшим проявлением классицизма. Зародился он, как мы помним, при дворе французского императора Наполеона Бонапарта, а в распространении моды на этот стиль большую роль сыграла супруга Наполеона Жозефина. Кринолины в то время исчезают. Пышные наряды в стиле «рококо» вытесняются более комфортными, свободными платьями в стиле античных туник с глубокими декольте.
Так что наша Эмма, хоть и живет в сельской провинции, стремится одеваться по последней парижской моде. На ней длинное однотонное шелковое платье фисташкового цвета с завышенной талией и короткими рукавами, легкое и воздушное.
Кстати, в 18 веке на британских мануфактурах усовершенствовалась техника окрашивания тканей, и появились ткани ярких, насыщенных тонов, что прежде было просто немыслимо.
По моде того времени волосы нашей Эммы зачесаны наверх, оставляя открытым лоб. Прическа поддерживается яркой лентой с бантом. Благодаря такой прическе вид у куколки задорный, уверенный и немножко воинственный, что соответствует характеру юной героини.
Мы вам очень советуем: приходите в наш Центр чтения и возьмите на дом любую из книг Джейн Остен. Это именно то чтение, которое вас успокоит, умиротворит и гармонизирует, потому что в книгах Джейн Остен есть некая несокрушимая уверенность, что все, в конце концов, будет хорошо. Холодным осенним вечером укутайтесь в плед и отправляйтесь знакомиться с героями ее размеренных, тонких, счастливых книг. Вы обретете душевный покой, и будет вам «теплое укрытие в холодном мире»…
- 2503 просмотра