Елена Поленова

17.01.2018 | 2709 просмотра(ов)

Елена Поленова: [альбом / авт. текста В. Кошелева ]. – Москва: Белый город,  [200?]. – 48с. : цв. ил.; 32см. – (Мастера живописи).  

 

Русского художника Василия Поленова, автора живописных полотен «Московский дворик» и «Бабушкин сад» знают очень многие. А вот имя его сестры, тоже художницы, Елены Поленовой, известно в основном специалистам. Жизнь Елены Дмитриевны была насыщенной и непростой. Однако творчество этой незаурядной личности стоит того, чтобы с ним познакомиться.   Этому посвящён альбом «Елена Поленова», выпущенный в издательстве «Белый город».

Родители буквально с младенчества погрузили детей в мир науки и искусства: отец был историком, археологом, библиографом, знатоком живописи, а мать – детской писательницей, и к тому же она обладала даром портретистки. Именно она первой преподала детям уроки рисования, а затем с ними стал заниматься студент Академии художеств Павел Чистяков, в будущем ставший известным художником. Продолжить обучение в главном учебном заведении тех лет – Императорской Академии художеств – Елене не удалось, т.к. слабый пол в ту эпоху туда просто не принимали. Тем не менее она прошла «живописную закалку» в Рисовальной школе Общества поощрения художеств у художника И.Крамского в СПб-ге и в частной мастерской в Париже, куда её послали стажироваться как отличную студентку. В результате она профессионально овладела акварелью и керамикой и вдобавок получила диплом учительницы истории, который давал ей право обучать детей на дому.

Вместе со своей сестрой Верой во время русско-турецкой войны ухаживала за ранеными в Киевском госпитале. Здесь она пережила и свою личную драму. Взаимная симпатия Елены и профессора Киевского университета Алексея Шкларовского переросла в искреннее чувство любви. Однако брак не состоялся из-за несогласия родственников Поленовой. Тяжело пережив этот разрыв, Елена Дмитриевна всю свою жизнь посвящает искусству. В полной мере её творческие таланты раскрылись после переезда в Москву. Здесь её ждала важная встреча – она стала членом творческого кружка, вдохновителем и создателем которого был Савва Иванович Мамонтов, большой поклонник искусств и знаменитый меценат. В этом кружке собирались музыканты, художники, театральные деятели. Они занимались живописью, музицировали, ставили любительские спектакли. Елена Дмитриевна принимала во всех задумках активное участие и даже выступила в качестве художника по костюмам опер «Снегурочка», «Фауст», «Волшебный башмачок». Здесь же она взяла на себя руководство художественной частью в школе по резьбе, где создавалась не заимствованная откуда-нибудь, а оригинальная резная мебель в русском народном стиле.

Особое место в творчестве Елены Поленовой занимал акварельный  пейзаж  с натуры. Её излюбленными сюжетами были опушки леса, поляны, заросшие травами и цветами, тропинки запущенного сада, зимние деревья на восходе и на закате солнца, мерцающая гладь воды, отражающая синеву неба. Старший брат, знаменитый художник Василий Поленов, высоко ценил талант своей младшей сестры и об её акварелях, в частности, писал: «Ужасно сильно они врезались мне в память. С наслаждением вспоминаю о них. Даже самому хочется попробовать учиться акварельному искусству», а Илья Репин отдавал предпочтение акварелям Поленовой перед работами И.Шишкина, столько в них было искренности, непосредственности и влюблённости в русскую природу.

Осуществлению гениального замысла – иллюстрировать русские народные сказки – Елена Дмитриевна посвятила 12 лет своей жизни. Именно она обратила внимание на то, что отечественные ребятишки взращиваются на импортном материале и первой начала иллюстрировать русские народные сказки. Причём она сама активно собирала фольклор в окрестных деревнях. Елена Поленова создала иллюстрации к более чем 20 сказкам. Среди них: «Война грибов», «Морозко», «Кот и Лиса», «Белая уточка», «Избушка на курьих ножках», «Мачеха и падчерица». Известный художник Константин Юон отмечал: «Рисунки Поленовой к русским сказкам – чарующие документы о русских детях и о русской народной душе. В них слышен голос русской матери, доброй бабушки и любимой няни. Их правдивый язык делает их близкими каждому русскому в той же мере, как поэзию Пушкина или музыку Чайковского». Елена Дмитриевна мечтала издавать сказки небольшими книжками-альбомами, доступными по цене для каждого. Многочисленные переговоры об издании сказок с цветными иллюстрациями не увенчались успехом. Тираж сказки «Война грибов», вышедший при жизни Поленовой, был напечатан в технике чёрно-белой фототипии, и художница раскрашивала иллюстрации от руки.

Многие свои планы Елена Дмитриевна не успела осуществить. Весной 1896г. повозка, в которой она ехала, перевернулась, и женщина получила серьёзную травму головы, от которой так и не смогла оправиться. Через два года она скончалась в Москве в возрасте 48 лет.

Братья Поленовы мечтали создать галерею им. Елены Поленовой, в которой хотели собрать все её произведения. Осуществлению задуманного помешала I Мировая война. И только недавно её имя вновь привлекло внимание специалистов: в 2012г. в Третьяковской галерее была организована персональная выставка, а в издательстве «Белый город» вышло прекрасно иллюстрированное издание о жизни и творчестве этой самобытной художницы «Елена Поленова».

Русский