ЭДВАРД РАДЗИНСКИЙ: «С КЕМ Я МОГУ РАЗГОВАРИВАТЬ? ТОЛЬКО С ВЕЧНОСТЬЮ…»

23.09.2021 | 842 просмотра(ов)

Э́двард Станиславович Радзи́нский родился 23 сентября 1936 года в Москве. Его отец по образованию был юристом, а по жизни – драматургом, мать работала следователем. От отца, а может, от природы, юный Эдвард был наделён литературным талантом, свой первый рассказ он опубликовал в 16 лет. В 1959 году Эдвард Радзинский окончил Московский историко-архивный институт. Позже он скажет: «Выпускник историко-архивного института, я закончил как бы факультет несуществующих наук… Все события приходилось оценивать с точки зрения классиков марксизма-ленинизма».

В 1958 году на сцене Московского театра юного зрителя была поставлена первая пьеса 22-летнего драматурга – «Мечта моя… Индия» – о судьбе музыканта и просветителя конца XVIII века Герасима Лебедева.

Широкая известность пришла к Радзинскому в 1960-х годах, после постановки режиссёром Анатолием Эфросом двух его пьес: «104 страницы про любовь» и «Снимается кино». Пьесу «104 страницы про любовь» играли в 120 (!) театрах СССР, по ней был снят фильм «Ещё раз про любовь» (1968), поставлен балет, опера, а в 2003 году вышел ремейк картины – «Небо, самолёт, девушка». В творчестве Радзинского-драматурга 1960-80-е годы являются наиболее яркими и плодотворными. Такие пьесы, как «Беседы с Сократом», «Лунин, или Смерть Жака, записанная в присутствии Хозяина», «Театр времён Нерона и Сенеки», «Окончание Дон Жуана», были востребованы публикой.

В Советском Союзе произведения Эдварда Радзинского порой имели непростую судьбу. В 1970-е годы, когда уже установилась «мода на Радзинского», его также «по моде» тех лет стали запрещать. Пьесу «Беседы с Сократом» (режиссёр – Андрей Гончаров) запрещали из-за схожести главного героя с Александром Солженицыным, затем – с Андреем Сахаровым. Она достойна занесения в Книгу рекордов Гиннесса: в течение шести лет московский театр имени Маяковского непрерывно репетировал её, пока не получил разрешения цензуры. Радзинский даже заявлял, что для того, чтобы так ставиться, «нужна жизнь черепахи».

Кроме Эфроса и Гончарова пьесы Радзинского ставили и другие выдающиеся театральные режиссёры: Георгий Товстоногов, Роман Виктюк, Валерий Фокин. Драматург говорит: «… те пьесы, которые я видел, когда писал... их никогда не было на сцене. Не удивляйтесь – драматург подобен телевизору с выключенным экраном: слышны только слова, и, к сожалению, остается тайной та картинка, которую он видит, когда пишет… таков закон Театра: пишется одна пьеса, ставится другая, а зритель смотрит третью». Радзинский до сих пор пишет пьесы, но не видит режиссёров, способных эти идеи реализовать: «Мои пьесы умерли вместе с Эфросом».

Пьесы Радзинского ставили за рубежом (во Франции, Дании, Финляндии, Бельгии, Японии, США и др.). В американской прессе Эдвард Радзинский был назван самым востребованным русским драматургом на Западе после Антона Павловича Чехова.

В 80-х годах XX века Радзинский раскрывается с совершенно новой стороны. Он начинает писать сценарии к кинофильмам («Ещё раз про любовь», «Улица Ньютона, дом 1», «Каждый вечер в одиннадцать», «День солнца и дождя», «Чудный характер», «Москва, любовь моя», «Ольга Сергеевна»).

С 1990-х годов Радзинский стал писать научно-популярные произведения о выдающихся исторических личностях (Николае II, Распутине, Александре II, Сталине и др.). В одном из интервью он сказал об этом так: «Во-первых, это [драматургия] стало скучно, а во-вторых, что бы ни делал, всё было нельзя. Я почувствовал себя великим изобретателем, потому что понял: надо писать про Историю – там всё можно…» И далее: «Что же касается Истории, то четыре десятка лет назад я написал монолог историка в своей пьесе «Снимается кино»... Один из героев пьесы говорит: «Я начинал историком в 20-е годы. И моя первая работа была о Шамиле. Шамиль как вождь национально-освободительного движения. Но уже в конце тридцатых годов взгляды переменились, и Шамиль стал считаться агентом империализма. И я признал свою ошибку. Потом, во время Отечественной войны, он вновь стал освободительным движением. И я признал ошибкой, что я признал свою ошибку. Потом, в сорок девятом, несчастного Шамиля снова объявили агентом, и я признал ошибкой, что я признал ошибкой, что признал свою ошибку». Все прошедшие сорок лет этот монолог можно было бы продолжать... Ибо История у нас была и есть «политика, обращённая в прошлое».

Книги Эдварда Радзинского были опубликованы и стали популярны не только в России, но и во многих странах мира. Его исследования – беллетризованные биографии известных людей – не научные работы, они доступны любому и каждому. Умение представлять читателю самые неожиданные трактовки всем известных событий вызывает восхищение поклонников творчества писателя. В его книгах всегда есть игра воображения. Внук Иосифа Сталина, народный артист России Александр Бурдонский, вспоминал курьёзный случай: «Радзинский ко мне приходил. Видимо, хотел во мне как в режиссёре найти ещё какой-то ключик к характеру Сталина. Он пришёл ко мне якобы меня послушать, а сам четыре часа проговорил монологом. Я с удовольствием сидел и слушал...»

Эдвард Радзинский давал свою оценку происходившим событиям, которая не всегда совпадала с мнением общества. Находились те, кто соглашался с ним, но было много и его оппонентов, которые обвиняли писателя в некорректном обращении с архивными источниками. Но никто не спорит с тем, что сегодня Радзинский является самым знаменитым историком из всех писателей и самым известным писателем среди историков. И, разумеется, его не любят ни писатели, ни историки.

С 1994 года Эдвард Радзинский ведёт программы на телевидении (циклы передач «Театральный роман», «Любовь в галантном веке», «Загадки истории» и другие). Писатель эмоционально и вдохновенно озвучивает свои изыскания. Радзинский выработал оригинальный артистический имидж. Произнося свои монологи, он то вкрадчиво, сладко убаюкивает аудиторию галантными рассказами, то вдруг, как цунами, обрушивается на слушателей с такими страшными фактами, что аж жуть! Телезрители то расслабляются и умиротворяются, то вздрагивают от описания кровавых подробностей. Разнообразие!

Несмотря на почтенный возраст, Эдвард Радзинский продолжает усердно трудиться. Он занимается созданием исследовательских лент, бывает частым гостем различных телепроектов. В сентябре 2020 года писатель запустил собственный YouTube-канал, где рассказывает об истории и театре.

 

Информация подготовлена ведущим библиотекарем отдела литературы по искусству О. Л. Пушкиной с использованием материалов из открытых источников и из фондов Национальной библиотеки:

 

Васюхин, В. Мистификатор и игрок... : (Э. Радзинский) // Огонёк. – 1998. – № 22. – С.45-49.

Казначеев, С. Беллетризатор : [о писателе Эдварде Радзинском] // Лит. газ. – 2007. – № 3-4. – С. 15.

Радзинский, Э. Пошлость бессмертна : [беседа с телеведущим Эдуардом Радзинским] / Записала Л. Алимамедова // Труд. – 2003. – 20 марта. – С.11.

Радзинский, Э. «Свобода – это очень трудная вещь» : [беседа с писателем] // Лица. – 1999. – № 11. – С.13-16.

Радзинский, Э. «Нужно всегда выполнять свою миссию...» : [беседа с писателем Эдвардом Радзинским] / записала И. Старикова // Берегиня дома твоего. – 2008. – № 2. – С. 28-31.

Русский