«Классический композитор - это безумец, сочиняющий вещи, непонятные для своего поколения».
«Кардинальным достоинством, (или, если хотите, недостатком) моей жизни всегда были поиски оригинального, своего музыкального языка. Я ненавижу подражание, я ненавижу избитые приемы...»
«Можно быть как угодно долго за границей, но надо непременно время от времени возвращаться на Родину за настоящим русским духом».
Так говорил Сергей Прокофьев (1891-1953 гг.) - гениальный русский композитор, 130-летие со дня рождения которого отмечается 23 апреля.
«Человек-явление, в ярких жёлтых ботинках, клетчатый, с красно-оранжевым галстуком, несущий в себе вызывающую силу», - так описывал Прокофьева Святослав Рихтер, великий русский пианист. Это описание как нельзя лучше подходит и к личности композитора, и к его музыке
Прокофьев был художником дерзким, своенравным, бунтарём в искусстве. Есть понятие - прокофьевский стиль - это эмоциональность, энергия ритма, резкость звучания. Критики называли его «футбольным композитором», его музыку - «варварской», призывали надеть на него смирительную рубашку (музыкальный критик Каратыгин).
Он был обласкан властью, имел высшие государственные награды, а затем, еще при жизни, предан опале и забвению.
Прокофьев оставил огромное творческое наследие: 8 опер, 7 балетов, 7 симфоний, 9 инструментальных концертов, свыше 30 симфонических сюит и вокально-симфонических произведений, 15 сонат, пьесы, романсы, музыку к театральным постановкам и кинофильмам. Неуёмная энергия постоянно толкала его на различные эксперименты, и даже кантата, славящая Сталина, поражает своей совершенно гениальной музыкой.
Многие его сочинения вошли в сокровищницу мировой музыкальной культуры: Первая, Пятая и Седьмая симфонии, балет «Ромео и Джульетта» (1935), Первый, Второй и Третий фортепианные концерты, кантаты «Александр Невский» (1939) и «Здравица» (1939), симфоническая сказка «Петя и волк» (1936), музыка к кинофильмам «Поручик Киже» (1934), «Иван Грозный» (1945), «Мимолётности», «Наваждение», Седьмая соната и другие фортепианные пьесы.
В 1955-1967 гг. были изданы 20 томов собраний его музыкальных сочинений.
Круг интересов композитора был широк - живопись, литература, философия, кино, шахматы. Обладая врожденным литературным и поэтическим талантом, Прокофьев написал почти все либретто к своим операм; писал рассказы, которые были опубликованы в 2003 г.
Композитора называют «единственным гением» ХХ века, чьи удивительные произведения восхищают слушателей по всему миру. Он является одним из самых исполняемых авторов.
Источники:
Сергей Прокофьев. – URL: https://www.culture.ru/persons/8300/sergei-prokofev (дата обращения: 16.04.2021). – Текст : электронный.
Прокофьев, С. Автобиография / С. С. Прокофьев ; ред. М. Г. Козловой. – Москва : Советский композитор, 1982. – 598 с.
Материал подготовлен главным библиотекарем отдела литературы по искусству Рыбаковой Л. В.
- 1288 просмотров