21 ноября исполняется 100 лет со дня рождения известного советского композитора-песенника, автора популярных сочинений – «Журавли» и «Русское поле» - Яна Абрамовича Френкеля (1920-1989гг.).
Творчество композитора не было ограничено только песенным жанром – он много работал над музыкой к мультфильмам, театральным, радио- и телепостановкам, писал и симфоническую музыку, и музыку для детей, но, по собственному признанию, более всего нашёл себя и утвердил в создании песен.
Ян Абрамович Френкель родился в Киеве 21 ноября 1920 года. Он учился музыке с детства и готовился стать скрипачом. Но с юных лет его влекло и сочинение музыки, которое впоследствии стало основной профессией Я. Френкеля.
Служба в Красной Армии в годы Великой Отечественной войны несколько затормозила занятие музыкой, но, демобилизовавшись, Ян Френкель снова стал выступать в качестве солиста-скрипача. Одновременно его увлекла работа в эстрадных оркестрах. Известен ряд виртуозных обработок и оригинальных сочинений Я. Френкеля для оркестров разных составов. Но с 1960 года композитор всецело посвятил себя песенному жанру.
В эти же годы Ян Абрамович начал работать в кинематографе, что произошло при непосредственном участии друга композитора - актёра и певца Марка Бернеса, по замыслу которого была создана песня «Журавли». [Историю создания см. в рубрике «ДЛЯ ВАС, МЕЛОМАНЫ!»: «Песни нашей Победы»]. Противостоять артисту было трудно, и так в лице Я. Френкеля аудитория получила своеобразного кинокомпозитора. Количество художественных, документальных и мультипликационных фильмов с музыкой Я. Френкеля насчитывает более семидесяти. Среди них: «Новые приключения неуловимых», «Корона Российской империи», «Женщины», «Когда наступает сентябрь», «Вас ожидает гражданка Никанорова», «Белые росы» и другие.
Ян Френкель любил ездить: на дальнюю стройку, на прииск, к морякам-североморцам, к геологам Сибири… Он оставлял на новом месте новую песню, а забирал новые впечатления, наблюдения и неожиданно возникающие мелодии.
Композитору принадлежат слова: «На мой взгляд, песню вообще нельзя писать сидя в тихом кабинете. Чтобы вдохновиться на создание песни, нужно обязательно послушать, чему и как радуется, о чём грустит молодость, всмотреться в её лицо, проникнуться ритмом и дыханием жизни».
Французы говорят: «Путешествия развивают». И к композитору это относится ничуть не меньше, чем, скажем, к писателю.
Соавторами Яна Френкеля были его друзья-поэты, с которыми он разделял отношение к людям, к жизни - М. Танич, Л. Ошанин, А. Поперечный, К. Ваншенкин.
Песни Яна Френкеля быстро располагают к себе. Их нельзя петь громко. Их надо петь доверительно, как это делал сам автор – мягкий, доброжелательный, открытый людям человек.
Свою заветную мечту композитор выразил немногословно: «Когда музыка и стихи сливаются в один душевный строй, тогда и песня получается хорошей. Её поют».
Мечта композитора осуществилась: песни его – исповедь сердца – сошли с нотных строк в гущу жизни, получив широкий резонанс у слушателей.
«Журавли», «Русское поле», «Погоня», «Калина красная», «Вальс расставания», «Август» и многие другие песни Яна Френкеля стали нашей музыкальной классикой.
В фонде Национальной библиотеки находятся пластинки с записями песен Я. Френкеля в исполнении М. Бернеса, М. Кристалинской, Э. Хиля, Ю. Гуляева, А. Миронова, анс. «Романтика», «Синяя птица», «Метроном»; музыка к кинофильмам. а также к сказкам Н. Носова «Незнайка –путешественник», «Приключения Незнайки».
Источники:
Журбинская, Т. Ян Френкель / Т. К. Журбинская. – Москва : Советский композитор, 1988. -109 с. – (Портреты советских композиторов).
Кикнадзе, А. О людях, для людей / Александр Кикнадзе // Ян Френкель. Песни: для голоса в сопровождении фортепиано / Ян. Френкель. – Москва : Музыка, 1969. – С. 2.
Ян Френкель // Френкель, Я. Новые песни : для голоса в сопровождении фортепиано / Ян Френкель. – Москва : Музыка, 1966. – С. 2.
Материал подготовлен гл. библиотекарем отдела литературы по искусству Л. В. Рыбаковой.
- 1450 просмотров