«Я песне отдал всё сполна,
В ней жизнь моя, моя забота,
Ведь песня людям так нужна,
Как птице крылья для полёта!»
М. Матусовский
Eсть имена, которые в равной степени принадлежат прошлому, настоящему и будущему. Одно из них - Исаак Дунаевский, создатель жанров советской оперетты, киномюзикла, автор оптимистичных маршей и лирических песен, ставших символами тоталитарной сталинской эпохи. Но вместе с тем они являются лучшими образцами в жанре легкой музыки. 30 января композитору исполняется 120 лет.
Мелодии Исаака Дунаевского знала вся страна. Не было человека, который не мог бы спеть «Широка страна моя родная», «Легко на сердце от песни веселой», «Капитан, капитан, улыбнитесь», «Сердце, тебе не хочется покоя». Жизнерадостность песен Дунаевского соответствовала официальным требованиям к массовому искусству, которое должно было иллюстрировать энтузиазм и счастливую мирную жизнь советских людей. Но характер его музыки формировали не запросы власти, а особенности его собственной личности.
По своей натуре композитор был близок типу вечного юноши-поэта, воспринимающего жизнь романтично. Юность и любовь стали основным содержанием его музыки: «Моё творчество я навсегда посвятил молодости. Сейчас я и такие, как я, отдаём свои способности и силы молодёжи, чтобы она росла и крепла, чтобы она окрыляла нашу жизнь». Молодости посвящены его лучшие оперетты «Золотая долина», «Вольный ветер», «Сын клоуна» и «Белая акация». В этом же ключе написано множество замечательных массовых песен-маршей: «Эх, хорошо в стране советской жить», «Песня молодёжи», «Спортивный марш», «До чего же хорошо кругом», «Утренняя песня», «Внимание, на старт», «Молодёжная», «Песня молодых строителей» и т. д.
Одной из самых важных вех в жизни Исаака Дунаевского стала работа в Ленинградском Мюзик-холле, куда его пригласил Леонид Утесов. «Скажите ему, что если когда-нибудь в России возникнет профессиональный джаз, то это случится в Петрограде», - таковы были слова артиста, ставшего «отцом советского джаза». Ленинградский Мюзик-холл создавался «под Утесова» и его оркестр «Теа-джаз», и, конечно, не был обычным развлекательным театром.
Душой Ленинградского Мюзик-холла были Дунаевский и Утесов, чьи творческие судьбы стали неразделимы: они дружили и сотрудничали до самой смерти композитора. Утесов написал о Дунаевском книгу «Воспоминания о друге и соратнике». Дунаевский оставил память другого рода: он создал огромное количество песен, получивших известность в исполнении Утесова, в том числе «Счастливый путь», «Сердце», «Песня верной любви», «Дорогие москвичи», «Я песне отдал все сполна».
Ленинградский Мюзик-холл дал старт карьере Дунаевского в кино.
Киномузыка – ведущая сфера творчества композитора. Он заложил основы отечественной музыкальной драматургии и проявил себя как блестящий симфонист. Да и большинство его лучших песен родом из кино. Первый киномюзикл «Весёлые ребята» открыл новое музыкальное направление в советском кинематографе. Вслед за ним появляются «Цирк», «Дети капитана Гранта», «Волга-Волга», «Весна», «Кубанские казаки». Для каждой из этих лент была написана музыка, ставшая классикой.
Исаак Дунаевский ушел из жизни очень рано – в возрасте 55 лет. Официальной причиной смерти был назван сердечный спазм. Формально композитор был любим и признан властью. Но при этом был «невыездным», а в послевоенные годы подвергался жесткой критике за «буржуазность» своей музыки. Но при всех сложностях политической обстановки, творческой несвободе и запутанности личной жизни, Исаак Дунаевский до последних дней продолжал создавать удивительно жизнерадостную и яркую музыку. Он навсегда вошёл в историю государства, которому служил. А музыка его избежала участи быть погребённой в пыли истории.
С нотными изданиями и аудиозаписями песен И. Дунаевского можно ознакомиться в фонде сектора нот и звукозаписей.
Источники:
Айзикович, Т. Неисправимый романтик (Исаак Дунаевский) / Т. Айзикович. – Текст : электронный. – URL : https://www.chayka.org/node/3276 (дата обращения 21.01.2020).
Чишковская, Е. Гений лёгкой музыки / Е. Чишковская. – Текст : электронный. – URL : https://melody.su/melody/events/30665/ (дата обращения 21.01.2020).
Шафер, Н. Дунаевский сегодня : публицистический очерк / Н. Шафер. – Москва : Советский композитор, 1988. – 184 с.
Материал подготовлен сотрудником отдела литературы по искусству Рыбаковой Л. В.
- 1970 просмотров