"Нет русского искусства без горящего сердца; нет его без свободного вдохновения...". Эти слова писателя и философа И. А. Ильина в полной мере можно отнести к творчеству гениального композитора, пианиста и дирижёра Сергея Васильевича Рахманинова, к 145-летию которого в секторе нот и звукозаписей НБ им. С.Г. Чавайна оформлена выставка грампластинок и нотных изданий с его произведениями.
В своём творчестве Рахманинов гармонично соединил традиции русского и европейского искусства и создал свой неповторимый стиль, оказавший значительное влияние на мировую музыкальную культуру ХХ века.
С.В. Рахманинов родился 1 апреля 1873 года в имении Онег Новгородской губернии, в дворянской семье. С юных лет мальчик стал проявлять особый интерес к музыке, поэтому мама Любовь Петровна начала обучать его игре на фортепиано с четырехлетнего возраста. Когда Сергею исполнилось девять лет, вся семья была вынуждена переехать жить в северную столицу, так как родовое имение было продано за долги. Вскоре Рахманинова принимают на младшее отделение в Петербургскую консерваторию. Вот только с учебой у мальчика не заладилось, ведь он предпочитал проводить время на улице, а не за фортепиано. Тогда по совету пианиста А. Зилоти было решено перевести юного музыканта в Московскую консерваторию к Н.С. Звереву. Этот педагог славился своей особой системой воспитания одаренных учеников, занимался с каждым из них индивидуально. В 1887 году Рахманинов начинает сочинять первые произведения.
Сергей Васильевич окончил консерваторию по двум классам – фортепиано (1891г.) и композиции (1892г.). Его дипломной работой стала опера «Алеко» (по поэме А. Пушкина «Цыганы»), созданная им всего за семнадцать дней. За свое сочинение он получил высочайшую отметку «5+». В 1892 году Рахманинов впервые выступил перед публикой как пианист с Прелюдией до-диез минор, ставшей настоящей жемчужиной его творчества.
В 1897 году состоялась долгожданная премьера Первой симфонии. Публика и критики отрицательно встретили это произведение, да и сам Рахманинов был крайне разочарован. В итоге партитуру он уничтожил, запретив когда-либо исполнять её. Эти события стали причиной депрессии: в течение нескольких лет Рахманинов не мог сочинять. Оставив на некоторое время композицию, он вплотную занялся исполнительской деятельностью.
В 1901г. композитор вышел из творческого кризиса - закончил свой Второй фортепианный концерт. Начался плодотворнейший период в композиторской деятельности Рахманинова. В течение полутора десятилетий он создаёт свои лучшие произведения: Третий концерт, прелюдии, этюды-картины, поэму-кантату "Колокола", замечательный образец русского хорового творчества "Всенощную", оперы "Скупой рыцарь" (по А. Пушкину) и "Франческа да Римини" (по Данте).
Огромную популярность приобретают его романсы, постоянными исполнителями которых становятся величайшие мастера русского вокального искусства Ф. Шаляпин, Н. Нежданова, Л. Собинов.
Широко развёртывается исполнительская деятельность Рахманинова-пианиста: с огромным успехом играет он и за рубежом, и особенно в России.
В 1917г. композитор эмигрирует за границу, но впоследствии понимает, какой огромной ошибкой был этот поступок. Покинув родину, Рахманинов до конца своих дней переживал глубокую внутреннюю драму. "Уехав из России, я потерял желание сочинять. Лишившись родины, я потерял самого себя...", - говорил он. (В течение жизни за рубежом, с 1918 по 1943г., Рахманинов создал всего 6 произведений). В 1941г. композитор закончил своё последнее сочинение - "Симфонические танцы".
В годы Второй мировой войны Рахманинов дал в США несколько концертов и весь денежный сбор направил в фонд Советской Армии. "Верю в полную победу", - писал он. Рахманинову не пришлось увидеть желанной победы. Смерть настигла его неожиданно. Приступ болезни (молниеносная форма рака) прервал концертную поездку. Умирающий Рахманинов продолжал следить за ходом военных действий. Радио в его комнате было настроено на Москву – расставаясь с жизнью, великий русский музыкант хотел слышать голос Родины. 28 марта 1943 года Рахманинов скончался в кругу своих родных в Беверли-Хиллз (США).
Была у великого музыканта мечта - Рахманинов очень хотел еще раз оказаться на родной земле. Но этому не суждено было осуществиться. Во время 1-го Международного конкурса пианистов им. П. Чайковского, проходившего в 1958 году в Москве, один из лауреатов - Ван Клиберн отвёз горсть русской земли в Америку на могилу С. Рахманинова, великого «русского гения».
Выставка будет работать до 1 мая.
- 1937 просмотров