"Леди Джаз, украшенная интригующими ритмами, шла танцующей походкой через весь мир. Но нигде ей не встретился рыцарь, который ввел бы ее как уважаемую гостью в высшее музыкальное общество. Джордж Гершвин сделал это чудо. Он смело одел эту крайне независимую и современную леди в классические одежды концерта. Однако нисколько не уменьшил её очарования. Он – принц, который взял Золушку за руку и открыто провозгласил ее принцессой, вызвав удивление мира и бешенство ее завистливых сестер", – так сказал о своем соотечественнике американский дирижёр Вальтер Дамрош.
26 сентября исполняется 120 лет Джорджу Гершвину (1898-1937г.г.) – композитору и пианисту-импровизатору, виднейшему представителю симфоджаза, автору первой национальной американской оперы.
Творчеству композитора посвящена выставка грампластинок и нотных изданий, оформленная в секторе нот и звукозаписей
Джордж Гершвин родился 26 сентября 1898г. в Нью-Йорке, в семье еврейских переселенцев из России.
Юноша из нью-йоркского Истсайда – бурлящей, многонациональной трущобы гигантского города, - он не был связан ни с консерваториями, ни с университетскими кафедрами, где по традиции формируются кадры американских композиторов. Его художественной школой была музыка демократического быта: песни, звучавшие на улицах, духовые оркестры, музыка танцевальных залов, клубов, кино, комедийный театр. И свой профессиональный путь Гершвин начал с нотного магазина, где для рекламы исполнял новинки современной музыки в лёгком жанре. Его импровизационный и мелодический дар сразу привлёк внимание деятелей музыкальной эстрады.
В 18 лет Гершвин впервые выступил как композитор, автор музыки к популярной театральной постановке. Вскоре его имя заблистало разноцветными огнями на Бродвее, и на улицах американских городов стали звучать мелодии его песен.
Ещё не достигнув 25 лет, он стал одной из популярнейших фигур театрального мира Нью-Йорка, а затем – Лондона и Парижа.
Талант Гершвина открыл перед ним блестящие перспективы. Из автора популярных песен он превратился в композитора-симфониста общенационального значения. Этот перелом в его творческой жизни связан с появлением в 1924г. знаменитой «Рапсодии в блюзовых тонах»- крупного произведения для фортепиано и симфонического оркестра, основанного на джазовых темах. Написана она была для концертной программы известного музыканта лёгкого жанра Пола Уайтмена.
После «Рапсодии» Гершвин, уже прославленный композитор, поехал в Париж – «Мекку» модернистского искусства 20-х годов, куда совершали паломничество многие американские писатели и художники. Морис Равель, у которого он хотел брать уроки композиции, посоветовал ему «оставаться первосортным Гершвином, а не превращаться во второстепенного Равеля». Сергей Прокофьев сказал ему, что «если он позабудет доллары и светскую жизнь», то из него может выйти настоящий художник. И кумир Бродвея не побоялся сесть за ученическую скамью и углубиться в изучение контрапункта и теории.
В последующие годы Гершвин создал ряд произведений в традициях классических жанров, в их числе Фортепианный концерт (1925г.), оркестровая пьеса «Американец в Париже» (1928г.).
В тот же период были написаны: Вторая рапсодия, Кубинская увертюра, фортепианные прелюдии.
Но самое крупное достижение Гершвина – музыкальная драма «Порги и Бесс» (1935г.), сочинённая им под впечатлением нашумевшей в США в конце 20-х годов пьесы Д. Хейварда «Порги» на сюжет из жизни негритянской бедноты.
Опера стала настоящим национальным достоянием Америки и вошла в сокровищницу мировой музыкальной культуры. Гершвину удалось совместить традиционные для оперного жанра формы с джазовой стилистикой и негритянским фольклором.
Спустя два года, 11 июля 1937г., после тяжёлой болезни композитор ушёл из жизни на пике славы и популярности, находясь в самом расцвете творческого таланта.
Выставка работает до 1 октября.
- 2261 просмотр