Для вас, меломаны! ВЫСТАВКА "ТАЛАНТЛИВЫЙ МЕЛОДИСТ"

07.05.2018 | 1794 просмотра(ов)

22 мая исполняется 105 лет со дня рождения одного из крупнейших композиторов России, народного артиста СССР Никиты Владимировича Богословского. К этой дате в секторе нот и звукозаписей НБ им. С.Г. Чавайна подготовлена выставка нотных изданий  и грампластинок с самыми популярными его песнями.

Никита Богословский относится к поколению советских людей, молодость которых пришлась на годы Великой Отечественной войны. Именно фронтовики были  аудиторией, к которой  прежде всего обращался композитор. Всенародное признание Никите Богословскому принесли  песни «В далекий край товарищ улетает...», «Спят курганы темные», "Лизавета", «Темная ночь», «Три года ты мне снилась...», «Почему ты мне не встретилась...» - эти и многие другие, написанные к кинофильмам и спектаклям, они тут же подхватывались миллионами людей, обретали самостоятельную жизнь.

Музыкальный критерий, по которому народ принимал песню, был один: мелодичность, доступная для исполнения не искушёнными в вокале людьми. Никита Богословский в полной мере обладал этим даром.

Никита Богословский родился 22 мая 1913г. в Санкт-Петербурге в родовитой дворянской семье. Его дед был камергером императорского двора, а отец - действительным статским советником. Конечно, мальчика и воспитывали соответствующим образом. Уже с четырёх лет его начали учить музыке и французскому языку. Но если языком он занимался с удовольствием, то музыка поначалу вызывала у него отвращение. Но со временем всё изменилось.

Никита учился у великого Александра Глазунова, что позволило ему в восьмилетнем возрасте написать вальс ко дню рождения дочери Леонида Утёсова. А в 15 лет Богословский сочинил оперетту по повести Н. Гоголя "Ночь перед Рождеством", поставленную одним из театров, куда автора по малолетству даже не пустили.

В 1930г. Никита поступил в Ленинградскую консерваторию по классу композиции (экстернат), которую успешно окончил в 1934 году - в самый пик сталинских репрессий. Его семью отправили в ссылку в Сыктывкар, а 21-летний Никита рискнул и остался в Ленинграде. Власти про него каким-то чудом забыли. Несколько лет Богословский работал дирижёром в Александринском театре.

Известность к Богословскому пришла в 1937 году, после выхода фильма «Остров сокровищ»,     в котором прозвучала песня «Дженни» на стихи В. Лебедева-Кумача. Далее на жизненном пути композитора была Москва, куда он переехал и успешно творил. Гимном всех шахтёров страны стала песня «Спят курганы тёмные», написанная к художественному фильму «Большая жизнь».

В начале войны Богословский, работавший на Киевской киностудии, вместе с ней был эвакуирован в Ташкент.  В 1943г. к фильму ""Два бойца"  он в тандеме с поэтом Владимиром Агатовым на одном дыхании написал "Тёмную ночь", -  просто сел и сыграл. Как говорил позже композитор, такого с ним еще никогда не было. При выпуске пластинки с этой песней был забракован весь тираж по причине порчи восковой матрицы. Оказалось, что изготовлявшая пластинки работница при прослушивании песни не выдержала и заплакала. Слезинка упала на звуковую дорожку, что и привело к такой массовой порче.

После «Темной ночи» появилась песня «Шаланды, полные кефали», написанная  в одесском уличном стиле. Обе песни, исполненные в фильме Марком Бернесом, сразу стали популярными. Поначалу композитора обвиняли в пропаганде кабацких мелодий, несовместимых с советской моралью. С течением времени все утряслось, а Марк Бернес на всю жизнь подружился с Никитой Богословским.

Сам композитор своими лучшими песнями считал лирические песни «Три года ты мне снилась...» и «Почему ты мне не встретилась...».

Всего Богословский написал более 300 песен, музыку к 80 спектаклям, 8 симфоний, три оперы.  Но кино оставалось его неизменной любовью.  

Портрет Никиты Богословского будет неполным, если не упомянуть о его литературном творчестве. Он известен как прекрасный мемуарист - им написано 9 книг, среди которых "Музей муз", "Тысяча мелочей", "Божества и убожества" и др.

Всю жизнь композитор любил читать. Собрал одну из самых больших в Москве частных библиотек. Говорил, что книги в ней подобраны по одному признаку: те, которые интересно перечитывать.

 Богословский известен и как мастер розыгрышей, которые  тщательно готовил и продумывал. Однажды композитор попросил знаменитого диктора Юрия Левитана нарисовать что-нибудь. Тот отказывался, говорил, что никогда не умел рисовать. Но, в конце концов, сдался. Нарисовал домик, из трубы дымок идёт. Этот примитивный рисунок Никита Владимирович вставил в рамку под стекло, и с каждым, кто приходил к нему в гости, спорил, что это подлинный Левитан.

Никите Богословскому не было свойственно унывать, жаловаться на жизнь. «Понимаете, - говорил он в одном из интервью, - меня сопровождают всю жизнь, с отроческих лет два человеческих свойства, благодаря которым я и долго прожил, и которые дают мне возможность еще скрипеть на этом свете. Это жизнерадостность, а второе, не менее главное, - это ирония плюс самоирония».

Богословский прожил яркую, интересную, творчески насыщенную жизнь.

Скончался композитор 4 апреля 2004 года в Москве, в почтенном 90-летнем возрасте.

Русский