ДЛЯ ВАС, МЕЛОМАНЫ! Волшебная мелодия Нового года.

26.12.2019 | 1570 просмотра(ов)

Новый Год - праздник родом из детства. Это незабываемая атмосфера чуда и волшебства, которую невозможно создать без новогодней музыки.

Самая популярная классическая тема – это, конечно, музыка танца Феи Драже из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик». Во время новогодних и рождественских праздников она звучит буквально всюду - в телевизионной рекламе, в торговых центрах, в смартфонах…

Эта мелодия известна всему миру. Правда, большинство молодых слушателей не знают, что сочинил её именно П. Чайковский, а сама мелодия, благодаря рекламе популярных шоколадных драже, чаще ассоциируется с Рождеством и крадущимся к дымоходу Санта-Клаусом.

В чём секрет популярности этой мелодии?

Балет П. И. Чайковского по сказке Э. Т. А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» впервые зрители увидели на сцене Мариинского театра в декабре 1892 года. Оригинальная хореография Мариуса Петипа и Льва Иванова со временем, к сожалению, была утеряна. Только музыка в этом балете неизменна вот уже 127 лет.

В созвездии ярчайших номеров хореографического спектакля особо выделяется восхитительный «Танец Феи Драже», так как эту лирическую миниатюру композитор эффектно украсил звуками неизвестного до того времени инструмента челесты (в переводе - «небесная») - самого молодого ударно-клавишного музыкального инструмента, изобретенного французом Огюстом Мюстелем. Для музыкальной рождественской истории она подходила как нельзя кстати: хрустальные перезвоны передавали одновременно и прелесть, и хрупкость сказочного мира.

П. Чайковский впервые услышал челесту во время своей поездки в Париж весной 1891 года.

Летом того же года он написал издателю Петру Ивановичу Юргенсону: «Я открыл в Париже новый оркестровый инструмент с божественно чудным звуком... я желал бы, чтобы его никому не показывали». И по просьбе композитора П. Юргенсон выписал этот инструмент из Франции. «Ради бога, — неустанно напоминал Чайковский, — имей в виду, что никто, кроме меня, не должен слышать звуков этого чудесного инструмента». Композитору хотелось сохранить в тайне свое открытие до самой премьеры.

«Танец Феи Драже» - это не просто очаровательная грациозная мелодия, в которой П. И. Чайковский хотел продемонстрировать невиданный до той поры инструмент. Композитор в её холодноватом звучании создал чувственный образ, в котором ощущается нежное волнение и загадочная сдержанность. Всеми любимая мелодия стала символом Нового года и Рождества.

Послушать музыку балета П. И. Чайковского «Щелкунчик» в полном объёме можно в фонотеке сектора нот и звукозаписей.

 

Дискография:

Чайковский, П. И. Щелкунчик: балет-феерия в двух действиях, трёх картинах, соч. 71 / П. Чайковский; Детская хоровая школа «Весна», худ. рук. А. Пономарёв; Гос. академ. симф. орк. СССР, дир. Е. Светланов. – Ленинград: Мелодия, 1990. – (Антология русской     симфонической музыки).

Чайковский, П. И. Щелкунчик: балет-феерия в двух действиях, трёх картинах, соч. 71 / П. Чайковский; Оркестр и детский хор Большого театра СССР, дир. Г. Рождественский. – Ленинград: Мелодия, 1987.

Русский