ДЛЯ ВАС, МЕЛОМАНЫ! "Самородный гений русской музыки»

09.03.2019 | 1823 просмотра(ов)

К 180-летию М. П. Мусоргского.

«Мусоргский был реформатор, а участь реформаторов никогда не сладка, никогда они не  достигают своего скоро и безмятежно». В. Стасов.

2 марта 1881 года в двери петербургского Николаевского военного госпиталя, расположенного на Слоновой улице в Песках, вошел необычный посетитель с холстом в руках. Он направился в палату своего давнего друга, которого привезли двумя неделями ранее с белой горячкой и нервным истощением. Положив холст на стол, открыв кисти и краски, Репин вглядывался в знакомое усталое и измученное лицо. Репин видел перед собою не только обожаемого друга. Живописец с ужасом чувствовал, что трагически рано уходит надежда русской музыки, её слава.

Через четыре дня был готов единственный прижизненный портрет  М. П. Мусоргского. Необъятная глыбища человеческого характера - могучего и нежного, доброго и ранимого - была увековечена в те долгие четыре дня.

Модест Петрович Мусоргский - один из самых дерзновенных новаторов XIX столетия, композитор, далеко опередивший свое время и оказавший огромное влияние на развитие русского и европейского музыкального искусства. Родился он 9 (21) марта 1839 года в имении Карево, недалеко от городка Торопца Псковской губернии, в небогатой помещичьей семье. С детства показал способности к музыке, учился в Санкт-Петербурге, был, по семейной традиции, военным. 

Мусоргский и музыка были неразрывно связаны между собой. Он обладал прекрасным камерным баритоном, на всех вечерах его просили что-нибудь исполнить. Будучи прекрасным пианистом, он рано стал сочинять музыкальные произведения. Его по достоинству смогли оценить музыкальные корифеи того времени – М.А. Балакирев, В.В. Стасов и Ц.А. Кюи, которые на тот момент времени уже организовали знаменитую «Могучую кучку». Одним из самых последовательных членов этого творческого кружка и стал Мусоргский.

Модест Петрович, так же как и Ц. Кюи, получил военно-техническое образование (окончил Школу гвардейских подпрапорщиков)  и был офицером Преображенского полка. Однако вскоре Мусоргский оставил военную службу и целиком посвятил себя музыке. В творчестве он выступил новатором почти во всех направлениях музыкальновыразительных средств: переосмыслил жанр оперы, превратив его в «музыкальную драму», мелодический строй своих произведений приблизил к человеческой речи, смело использовал гармонию и форму для раскрытия музыкальных образов. Любое произведение его оставляет незабываемое впечатление: фортепианный цикл «Картинки с выставки», симфоническая поэма «Ночь на Лысой горе», вокальный цикл «Песни и пляски смерти» и многие другие романсы. И, конечно же, оперы «Борис Годунов», «Хованщина», «Женитьба», «Сорочинская ярмарка».

Последние годы жизни композитора были тяжелыми – жизненная неустроенность, непризнание творчества, одиночество, тяга к алкоголю – всё это определило его раннюю смерть в 42 года. Умер он 16 марта 1881г. в одном из военных петербургских госпиталей.

Мусоргский  - композитор, творчество которого было поначалу недооценено. Искатель новых путей в музыке, он казался современникам недоучкой. Даже его близкий друг Н. Римский-Корсаков считал, что произведения Мусоргского можно исполнять, только исправив гармонию, форму и оркестровку, и после безвременной кончины Мусоргского осуществил эту огромную работу. Именно в версиях Римского-Корсакова долгое время были известны многие сочинения Мусоргского, в том числе оперы «Борис Годунов» и «Хованщина». Лишь много позднее открылось подлинное значение творчества Мусоргского, которое верно оценил Стасов: «Мусоргский принадлежит к числу людей, которым потомство ставит монументы». Его музыка оказала сильнейшее влияние на композиторов XX века, в частности, французских, не говоря уже о русских, среди которых крупнейшие – С. Прокофьев и Д. Шостакович. Более полувека полная рукопись «Бориса Годунова» оставалась неизвестной. Да и после того, как она была опубликована, понадобилось еще немало времени и усилий, чтобы это гениальное сочинение утвердилось в авторской редакции на театральной сцене. Не прав ли был Г. Флобер, замечая, что "...талант признают только тогда, когда он помимо вас достигнет успеха, и нужны тысячи снарядов, чтобы завоевать Фортуну... ". 

С нотными изданиями и аудиозаписями произведений М. П. Мусоргского можно ознакомиться в секторе нот и звукозаписей.                                                        

Дискография:

Мусоргский, М. Борис Годунов: народная музыкальная драма в 4-х действиях с прологом / М. Мусоргский; ред. Н. Римского – Корсакова; [исполн.: М. Рейзен, Б. Златогорова, Е. Кругликова и др.]; Хор и оркестр Большого театра СССР, дир. Н. Голованов. – Москва: Мелодия, [Б.г.].

Мусоргский, М. Картинки с выставки / М. Мусоргский ; инструментовка М. Равеля; исполн.: Большой симфонический оркестр ЦТ и ВР, дир. В. Федосеев. – Москва: Мелодия, 1985.

Мусоргский, М. Песни и пляски смерти. Без солнца: вокальные циклы / М. Мусоргский; исполн.: Е. Нестеренко (бас). – Москва: Мелодия, 1985.

Мусоргский, М. Хованщина: народная музыкальная драма в 5 действиях / М. Мусоргский; исполн.: Хор и оркестр Большого театра СССР, дир. М. Эрмлер. – Москва: Мелодия, 1989.

Мусоргский Опера "Борис Годунов" - Хор "Уж как на небе солнцу красн
Русский