30 марта исполняется 75 лет английскому рок-музыканту, гитаристу, вокалисту, композитору Эрику Клэптону.
Эрик Клэптон - одна из самых популярных фигур в современной музыке. Застенчивый, со спокойной, мягкой манерой речи, он всегда избегал публичности, предпочитая выражать себя через красноречие своей гитары.
С группой «The Yardbirds» (1963 г.) и недолго с «The Bluesbreakers» Джона Мейолла (1965 г.) он воспел гнев, вину и печаль несчастливого детства (его родители отказались от него, и Клэптон воспитывался приёмными родителями), одновременно заслужив репутацию самого лучшего белого блюзового гитариста. Он стал настоящим «героем гитары», а по всему Лондону на заборах и стенах домов было написано «Клэптон – бог». Свидетельство тому – выпущенный в августе 1966 года альбом «Bluesbreakers», ныне считающийся классическим.
Но Клэптон всегда был человеком с беспокойной душой, и когда представился шанс поиграть с лучшей ритм-секцией в Европе – Джинджером Бейкером и Джеком Брюсом, - он его не упустил, и музыканты создали группу «Cream». Хотя она стала одной из первых супергрупп своего времени, а репутация Клэптона как гитариста достигла новых высот, просуществовала она недолго: в результате конфликта в конце 1968 г. группа распалась.
В течение краткого периода работы в «Blind Faith» Клэптон находил утешение в религии. Потом, когда его подруга Пэтти Бойд оставила музыканта, чтобы возвратиться к мужу, к гитаристу и экс-Битлз Джорджу Харрисону, он излил свою тоску в классическом хите «Layla», треке, в котором показан один из наиболее известных риффов гитарного рока.
Несмотря на то, что Клэптон выступал и записывался с «The Beatles», Ареттой Фрэнклин, Джоном Ленноном, он старался держаться от прессы и поклонников подальше.
В 1970 г. он создал группу «Derek and the Dominoes», с которой выпустил двойной альбом «Layla And Other Assorted Love Songs». Критики и публика были разочарованы непривычным экономным и спокойным стилем Эрика. Только новая версия «Layla» из этого альбома была признана классической.
1971-1972 годы были для Клэптона тяжёлыми: умерли его друзья Джимми Хендрикс и Дуэйн Оллмен. Альбом, в который он вложил всю душу, был отвергнут даже любимой женщиной. И хотя песня «Layla» стала в 1972 г. хитом, Клэптон не сумел справиться с навалившимся на него проблемами. Три года он практически не занимался музыкой. Лишь в 1974 году, после успешной борьбы с пагубной привычкой, человек, которого называли «Slowhand» («Медленная рука» - за способность удлинять тон дрожанием пальцев левой руки на струнах, как это принято у темнокожих блюзменов), вернулся в студию звукозаписи. Успех альбома «461 Ocean Boulevard» и сингла «I Short The Sheriff» показал, что искусство Клэптона неувядаемо.
Два альбома, которые продюсировал Фил Коллинз, «Behind the Sun» (1985) и великолепный «August» (1986), а также проект «Возвращение к корням блюза» - «From The Cradle» (1994) доказали, что прежний огонь в Клэптоне не угас.
Снова и снова, смущая критиков, пытавшихся похоронить его в 60-х, Клэптон своим искусством показывал, что он не только превосходный музыкант, но и живое доказательство того, что не надо быть афроамериканцем, чтобы играть блюз. Он остаётся самым разносторонним «героем гитары» Британии.
В фонде сектора нот и звукозаписей находится виниловый альбом Э. Клэптона «Unplugget» (1992) с самым известным хитом «Layla».
Источники:
Эрик Клэптон // Роланд, П. Рок и поп / Пол Роланд ; пер. с англ. О. Максименко. – Москва : ФАИР-ПРЕСС, 2003. – C. 136-139. – (Грандиозный мир).
Eric Clapton // Рок-энциклопедия / авт. и сост. Сергей Кастальский. – Москва : Ровесник, 1997. – С. 178-180.
Материал подготовлен сотрудником отдела литературы по искусству Рыбаковой Л. В.
- 1497 просмотров