Современного человека в его жизни окружает множество бытовых предметов, которые кажутся ему настолько привычными и неизменными, что он даже не задумывается о том, что их когда-то не было, и что их кто-то создал. Сказанное в полной мере относится и к такому привычному всем прибору как светофор. Сегодня жителям крупных городов и небольших населённых пунктов трудно представить себе жизнь без этого красно-желто-зеленого соседа. Светофор помогает водителям и пешеходам безопасно сосуществовать в условиях сумасшедшего ритма.
Пятого августа отмечается Всемирный день светофора. Во всемирной истории светофоров было много интересного: существовали бронзовые типы, в форме скворечников, с двумя фазами и пр. Однако в почти столетней конкуренции победили трёхцветные модели, которые оказались наиболее функциональными для городской инфраструктуры и простыми в обслуживании.
Первый прибор, предназначенный для регулирования дорожного движения при помощи подачи его участникам специальных сигналов, появился 10 декабря 1868 года. Именно тогда у здания английского парламента в Лондоне был установлен семафор. Управлялся он вручную и имел две семафорные стрелки. Предназначался для регулирования движения пешеходов и повозок. Создал его железнодорожный инженер Джон Пик Найт, который использовал для этого свой опыт работы с железнодорожными семафорами. Первый электрический светофор появился 5 августа 1914 года в американском Кливленде, штат Огайо. В нём было два световых сигнала, красный и зелёный, а предупреждение о переключении сигналов обеспечивалось их миганием. Их создателем был Джеймс Хог. В 1918 году в Нью-Йорке был установлен первый трёхцветный светофор, управляемый вручную. Его создателями были Джон Ф. Харрис и Уильям Поттс. Управлял работой аппарата полицейский, находящийся в специальной стеклянной будке, стоящей на перекрёстке. Первоначально красная линза была сродни современной жёлтой секции – она означала «внимание». Проехать разрешалось на белый цвет, а зелёный запрещал движение. Однако такая цветовая схема оказалось неудачной и даже опасной, так как другие источники городской инфраструктуры мешали разглядеть белый цвет. В итоге в 40-е годы XIX-го века её изменили: жёлтый уже предупреждал, зелёный разрешал движение, а красный запрещал. В России первый светофор появился в январе 1930 года – на углу Невского и Литейного проспектов в Ленинграде. В декабре того же года автоматический регулировщик установили на углу Петровки и Кузнецкого моста в Москве. Само же слово «светофор» вошло в русский язык в 1932 году, когда его включили в Большую советскую энциклопедию. В Йошкар-Оле самый первый светофор заработал в 1958 году на перекрестке улиц Советской и Пушкина.
Интересные факты:
● В столице Великобритании, Лондоне, установлен памятник светофору в виде дерева;
● В бразильском Рио-де-Жанейро из-за неблагоприятной криминогенной обстановки водителям разрешено проезжать на красный свет с 22 часов до 5 утра, чтобы избежать ограблений;
● В Праге на одной узенькой улочке установлен светофор для пешеходов, так как идущим друг другу навстречу там просто не разойтись;
● В столице Северной Кореи, Пхеньяне, светофоры появились относительно недавно. До этого на улицах можно было встретить лишь девушек-регулировщиц;
● Учёными установлено, что жители современных мегаполисов в течение жизни проводят до шести месяцев в ожидании зелёного сигнала светофора.
Информацию подготовила из открытых источников сети Интернет Г. Б. Леденейкина, заведующая отделом естественно-научной и технической литературы
- 1194 просмотра