Победа в Курской битве – беспримерный подвиг Советской армии. По итогам этого грандиозного сражения, победа в котором досталась нашим войскам только благодаря их самоотверженности, мужеству и храбрости, более 100 тыс. участников были награждены медалями и орденами, свыше 180 удостоены звания Героя Советского Союза.
Победа на Курской дуге стала возможна благодаря в том числе и отдельным подвигам советских лётчиков, участвовавших в этом тяжелейшем сражении. Их истории стали легендами Великой Отечественной войны.
Свой первый подвиг Иван Кожедуб совершил летом 1943 года, будучи командиром эскадрильи на Курской дуге – сбил фашистский бомбардировщик. На следующий день им был уничтожен ещё один самолет, а буквально через несколько дней – ещё два! За эти и последующие подвиги в феврале 1944 года старшего лейтенанта Ивана Никитовича Кожедуба удостоили звания Героя Советского Союза. На тот момент его боевая биография насчитывала 20 уничтоженных немецких самолетов за 146 вылетов.
Слава Алексея Маресьева, вернувшегося в боевую авиацию после ампутации обеих ног, зародилась именно во время битвы на Курской дуге.
Прибывший накануне Курской битвы в 63-й Гвардейский истребительный авиационный полк старший лейтенант Маресьев столкнулся с недоверием. Летать с ним в паре лётчики не хотели, опасаясь, что пилот с протезами не справится в трудную минуту. Не пускал его в бой и командир полка.
К себе в пару его взял командир эскадрильи Александр Числов. Маресьев справился с заданием и в разгар боёв на Курской дуге совершал боевые вылеты наравне со всеми.
20 июля 1943 года во время боя с превосходящими силами противника Алексей Маресьев спас жизни двух своих товарищей и лично уничтожил два вражеских истребителя «Фокке-Вульф-190».
Эта история тут же стала известна по всему фронту, после чего в полку и появился писатель Борис Полевой, обессмертивший имя героя в своей книге. 24 августа 1943 года Маресьеву было присвоено звание Героя Советского Союза.
6 июля 1943 года, на второй день Курской битвы, Александр Горовец находился в составе группы советских истребителей Ла-5, вылетевшей на патрулирование. Когда эскадрилья после выполнения задания возвращалась назад, то столкнулась с большой группой (по разным данным 20 или до 50) немецких пикирующих бомбардировщиков Ju-87. Согласно официальной версии, Горовец оторвался от группы и вёл бой в одиночестве (предположительно из-за отказа радиостанции в его самолёте). В ходе этого боя он сбил девять Ju-87, в том числе один тараном, и сам был сбит четвёркой немецких истребителей Bf-109 при возвращении на базу. Его самолёт рухнул в воронку от авиабомбы, но долгие годы оставалось неизвестно, где именно он упал.
Уникальность проведённого Горовцом воздушного боя заключалась в том, что практически каждый боеприпас попал в цель по маневрирующему противнику. Для этого лётчик должен был исключительно точно нацеливать длинные очереди. Ранее подобное считалось невозможным даже теоретически.
В 1957 году жители деревни Зоринские дворы раскопали самолёт Горовца. При этом были найдены документы на имя лётчика и другие личные вещи. Героя похоронили в той же деревне с почестями, а на месте его гибели впоследствии был установлен бронзовый бюст. Фото 6
Горовец стал одним из самых результативных боевых лётчиков Второй мировой войны. Его рекорд побил только ас люфтваффе Эрих Рудорффер, который 6 ноября 1943 года сбил 11 советских самолётов.
Материал подготовила на основе информации из открытых источников С. П. Колчина, зав. отделом социально-экономической литературы.
- 1571 просмотр