ДЕНЬ В ИСТОРИИ. КУРСКАЯ ДУГА. 32 дня на подвиг

18.08.2020 | 1340 просмотра(ов)

Победа в Курской битве – не только заслуга военных. Тысячи мирных жителей – женщины, старики, дети – сделали всё, чтобы помочь своей армии.

Дорога Мужества, Осколяночка – так называли железную дорогу Старый Оскол–Ржава, строительство которой имело важнейшее стратегическое значение при подготовке к Курской битве. Этому важному строительному объекту протяжённостью всего 95 км был присвоен номер 217. После ввода дороги в эксплуатацию время доставки грузов к линии фронта сократилось практически на двое суток.

Государственный комитет обороны определил срок строительства – с 15 июня по 15 августа. Но в итоге дорогу построили за 32 дня, несмотря на все трудности: короткие сроки, отсутствие специалистов и рабочих, нехватку материалов. 

В строительстве приняли участие 25 тысяч человек. За этими сухими цифрами стоят реальные люди, которые не щадя своих сил работали по 20 часов в сутки. Основная масса – женщины и подростки, 20 тысяч человек. На их долю пришлось возведение насыпей. При норме в 3,5 куба они укладывали 4,5 и даже 6 кубометров. И это при нехватке еды и отсутствии даже самых простых инструментов, временами землю приходилось носить даже в фартуках. 

Страшнее всего были бомбёжки. Немцы регулярно бомбили район строительства, но, казалось, этим только добавляли сил и ненависти к врагу – работа шла ускоренными темпами, в две смены.

Кроме гражданского населения на объект прибыли специальные формирования Наркомата путей сообщения, три железнодорожные бригады, два автобатальона, две тысячи красноармейцев из запасных частей. Но главной силой строительства по-прежнему было мирное население. Дети 13–14 лет приписывали себе по два-три года, чтобы внести свой скромный вклад в победу. 

17 июля 1943 года были завершены основные работы, а уже 19-го по дороге прошёл первый поезд. За месяц с небольшим было проложено 168 км железнодорожных путей, возведено 48 сооружений, 8 остановочных пунктов. На фронт везли личный состав, технику, оружие, боеприпасы, горючее, продовольствие, фураж, а обратно отправляли раненых.

После войны 306 человек – участников строительства – были отмечены правительственными наградами.

 

Материал подготовила на основе информации из открытых источников С. П. Колчина, зав. отделом социально-экономической литературы.

 

Русский