Военно-морской флот как самостоятельный вид Вооружённых сил России складывался с конца XVII до начала XX века.
Первым регулярным формированием отечественного ВМФ стал Азовский флот, который был сформирован из кораблей и судов, построенных зимой 1695-1696 годов и предназначавшихся для участия в кампании по овладению турецкой крепостью Азов.
Во время Северной войны 1700-1721 годов был создан Балтийский флот. Благодаря ему Россия вошла в число крупных морских держав. Первым кораблём этого флота стал трёхмачтовый фрегат «Штандарт», который заложили в 1703 году. Он активно участвовал в Северной войне и во многих дальних походах. В 1999 году на воду был спущен близнец «Штандарта», воссозданный на верфи «Петровское адмиралтейство». Его команду составили волонтёры.
До Первой мировой войны основные задачи выполнялись надводными кораблями, они были главным родом сил флота. В период Второй мировой войны эта роль на некоторое время перешла к морской авиации, а в послевоенный период с появлением ракетно-ядерного оружия и кораблей с атомными энергетическими установками в качестве главного рода сил утвердились подводные лодки.
Подводные лодки Советского союза и России поставили несколько вполне мирных рекордов. Например, до сих пор не побито достижение атомной подлодки К-278 «Комсомолец», которая 4 августа 1985 года погрузилась на невероятную глубину – 1027 м. Установить этот фантастический рекорд позволили титановый корпус судна и высочайшая квалификация экипажа.
Современный Военно-морской флот России состоит из пяти оперативно-стратегических подразделений: Балтийского, Северного, Тихоокеанского, Черноморского флотов и Каспийской флотилии. Отдельными родами сил ВМФ России являются морская авиация, морская пехота и береговые ракетно-артиллерийские войска.
Корабль номер один ВМФ России – крейсер I ранга «Аврора». Он – один из четырёх сохранившихся в мире броненосцев, построенных в конце XIX - начале XX веков.
У «Авроры» довольно богатый послужной список и без знаменитого холостого выстрела перед штурмом Зимнего дворца. Крейсер успел повоевать и в Русско-японской войне, и в Первой мировой. После революции он стал учебным кораблём Балтийского флота, на котором готовили курсантов военно-морских училищ, а в годы ВОВ на основе снятого с корабля вооружения сформировали артиллерийскую батарею, которая обороняла Ленинград.
Предельным сроком службы крупного военного корабля в ВМФ России считается двадцать пять лет. Но есть и исключения. Старейшее судно российского флота начало службу в 1915 году на Балтийском море. Изначальное название «Волхов» вскоре сменилось на «Коммуна». Это вспомогательное судно, предназначенное для поднятия затонувших подводных лодок. Сегодня ветеран по-прежнему на боевом посту в составе Черноморского флота. Это самый старый действующий военный корабль в мире.
Другим знаменитым российским кораблем является тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий» – самый крупный и единственный в мире корабль этого класса, оснащённый ядерной энергетической установкой. Этот флагман Северного флота имеет длину 250 метров, ширину 30 метров. Команда, состоящая из 1100 человек, может спокойно уходить в независимое плавание сроком до шестидесяти дней. Вооружение «Петра Великого» впечатляет: артустановки с дальностью поражения более 20 километров, разнообразное ракетное вооружение, которое с лёгкостью может уничтожать цели в радиусе 700 километров. А ещё на «Петре» есть 3 вертолёта. Именно поэтому атомный гигант имеет столь внушительный вид.
Самый большой боевой корабль РФ – тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». При длине в 306 метров его водоизмещение составляет около 60 тысяч тонн. На корабле числятся 20 самолётов и 17 вертолётов, и это не единственные летательные аппараты – всего их около 50. Авианосец прекрасно вооружён: на нём имеются ракетные комплексы «Кортик», «Гранит», «Кинжал», а также шестьдесят глубоководных бомб.
Во флотах всего мира сильны традиции, и Российский ВМФ – не исключение. Современные военные моряки до сих пор носят кортики – тонкие прямые кинжалы, которые появились в XVI веке и получили распространение как оружие абордажного боя. Но сегодняшний кортик – это прежде всего награда и парадный атрибут. Хоть моряки и берут его с собой на дежурную и вахтенную службу.
На море свои правила и свои законы. Например, поднятый белый флаг означает не капитуляцию, а готовность к переговорам. По действующей конвенции с этого момента по такому кораблю запрещено вести огонь до окончания переговоров. Сдающийся корабль спускает все флаги. Здесь главное – не перепутать.
На флоте, как и в других суровых профессиональных областях, не обходится без юмора. К примеру, аббревиатуры всех советских флотов (кроме Каспийской флотилии) матросы расшифровывали по-своему. Северный флот (СФ) шутливо именуют «Суперфлот». Тихоокеанский флот (ТОФ) – «Тоже флот». А вот Черноморский флот (ЧФ) окрестили как «Чи флот, чи не флот» – перевести с украинского несложно. Балтийский флот (БФ) означает «Бывший флот». Эти «расшифровки» придумали какие-то неизвестные остряки ещё во времена СССР, и они довольно точно отражали положение дел.
Согласно данным из открытых источников, сейчас в строю ВМФ России более 218 надводных кораблей и катеров, 69 подводных лодок, а также несколько сотен вспомогательных судов. Главнокомандующий Военно-морским флотом России – адмирал Николай Евменов.
В 2017 года по поручению президента впервые в новейшей истории в Санкт-Петербурге был проведён главный военно-морской парад. По масштабу проведения, количеству задействованных кораблей и самолётов это событие можно было сравнить с парадом Победы 9 мая на Красной площади в Москве.
Материал подготовила на основе информации из открытых источников С.П. Колчина, зав. отделом социально-экономической литературы.
- 1600 просмотров