ДЕКАДА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: Школа как развивающая среда

20.08.2020 | 1256 просмотра(ов)

С 20 по 30 августа отдел социально-экономической литературы проводит декаду педагогической литературы. В рамках декады предлагаем цикл книжных выставок по педагогике.

Для современных родителей выбор школы является трудной задачей, и каждый старается подобрать для своего ребёнка лучшее, на его взгляд, учебное заведение. Чем же объясняется, что в одну школу родители отдают детей с удовольствием, а в другую – нет? Конечно, в значительной степени выбор определяется образовательными результатами, достижениями учеников школы и её выпускников. Но это не единственный показатель. На выбор учебного заведения влияют и такие факторы, как инновационные педагогические технологии, авторские программы, уровневое содержание образования, формы организации учебного процесса.

Очень важно, чтобы с первого дня ученика окружала комфортная среда, наличие возможности развивать свои индивидуальные личностные способности, заботливые и чуткие педагоги, создающие для детей благоприятный психологический климат.

Что необходимо сделать, чтобы образовательная среда была создана? Какие компоненты она в себя включает? С целью оказания помощи педагогам в решении такого рода профессиональных задач мы подготовили книжную выставку «Школа как развивающая среда».

Первый раздел выставки – «Школа перемен» – знакомит с литературой, в которой предпринимается попытка осмысления происходящего с отечественной школой в современном мире, а также изменений в содержании и динамике развития ребёнка-школьника.

В книге «Модернизация школы, или новая школа» Владимир Михайлович Лизинский излагает проблемы и идеи, советы и предложения, которые помогут руководству школ прежде всего искать внутренние ресурсы для повышения качества их работы. 

Лизинский, В. М. Модернизация школы, или новая школа : (методическое пособие) / В. М. Лизинский. – Москва : Центр "Педагогический поиск", 2011. – 160 с.

 

В книге Витольда Ясвина представлен инструментарий, который поможет педагогам создать и реализовать проект будущего своей школы в соответствии с собственными приоритетами. Автор описывает технологии проектирования практически всех основных сфер школьной жизни: организационно-образовательной системы школы, содержания образовательной программы и развития образовательной среды. 

Ясвин, В. А. Проектирование развития школы / В. А. Ясвин. – Москва : Чистые пруды, 2011. – 32 с.

 

В разделе «Учись! Твори! Развивайся!» представлена литература, раскрывающая особенности учебно-воспитательного процесса, методики развития творческой личности.

Сборник «Развивающая система обучения Л. В. Занкова: традиции и новаторство, опыт и современность» знакомит новое поколение педагогов с историей и сегодняшним днём системы Занкова. Эта система в течение последних 50 лет заняла одно из ведущих мест в современной школе, а её цель – общее развитие учащихся – совпала с провозглашёнными государством в образовательных стандартах второго поколения целями российского образования. Система показала свою эффективность в обучении, воспитании и развитии детей. Именно поэтому она признана и на официальном уровне, и на уровне исследователей и учителей-практиков. 

Развивающая система обучения Л. В. Занкова : традиции и новаторство, опыт и современность / сост. Е.Н. Петрова. – Самара : Учебная литература, 2010. – 128 с.

 

В книге Рустама Курбатова «Школа, построенная на познавательном интересе ребёнка» представлены размышления о том, как устроена школа, где один из главных принципов – следование познавательным интересам ученика. Описаны управленческие методы, педагогические приёмы, конкретные модели работы учителя, которые позволяют реализовать этот принцип на практике.

Курбатов, Р. И. Школа, построенная на познавательном интересе ребенка : управленческие методы, педагогические приемы, конкретные модели работы учителя / Р. И. Курбатов. – Москва : Чистые пруды, 2009. – 32 с.

 

В период обучения школьник должен быть обеспечен возможностью сохранения здоровья. Важно сформировать у него необходимые знания, навыки, умения, научить пользоваться ими в повседневной жизни. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) данную задачу определяет как одну из приоритетных. Раздел выставки «ФГОС – на здоровье» знакомит с литературой о здоровьесберегающих образовательных технологиях.

В книге Владимира Николаевича Ирхина «Учитесь на здоровье» рассматриваются теоретические и технологические аспекты деятельности педагога по сохранению и формированию здоровья учащихся на уроке. На основании анализа и обобщения исследований медиков, физиологов, психологов и педагогов раскрываются подходы к сохранению здоровья учащихся на уроке, функции учителя, касающиеся подготовки и проведения урока без ущерба для здоровья школьников.

Ирхин, В. Н. Учитесь на здоровье : здоровьеориентированный образовательный процесс на уроке / В. Н. Ирхин. – Москва : Чистые пруды, 2008. – 31 с.

 

В книге «Культура здоровья школьников» представлены разработки классных часов для учащихся 5-11 классов, которые помогут учителю в интересной и познавательной форме обсудить с учащимися вопросы, касающиеся сохранения и укрепления здоровья подростков. Тематические лекции, познавательные беседы, тренинги, ролевые игры, конкурсы, театральная гостиная, КВН не оставят учащихся равнодушными к решаемым проблемам, сделают их не только слушателями и наблюдателями, но и активными участниками. 

Культура здоровья школьников. 5-11 классы : комплексно-тематические занятия / авт.-сост. К. Е. Безух [и др.]. – Волгоград : Учитель, [2011]. – 263 с.

 

Используя материалы данной выставки, педагог найдёт ответы на многие вопросы из теории воспитания, организации образовательного процесса, что поможет укрепить уже имеющиеся ориентиры в профессиональной деятельности и обрести новые.

 

Материал подготовила С. П. Колчина, зав. отделом социально-экономической литературы

Русский