ДЕКАДА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: Обучение как приключение

24.08.2020 | 1108 просмотра(ов)

Как сделать процесс обучения ярким, увлекательным? Как побудить ребёнка учиться без принуждения? Как заинтересовать его школьными науками? С помощью каких средств и методов можно сделать обучение увлекательным?

На эти и другие вопросы поможет ответить литература, представленная на книжной выставке «Обучение как приключение».

В связи с обновлением содержания образования и новыми требованиями ФГОС организация обучения должна быть направлена не столько на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, сколько на развитие их личности, познавательных и созидательных способностей.

Современный урок – это урок, где учитель использует все возможности и ресурсы для развития личности ученика, его активного умственного роста. На таких занятиях всегда есть место для самостоятельного научного и творческого поиска учащихся.

Один из разделов выставки – «Современный урок: виды и особенности» – представляет вниманию читателей литературу, в которой большое внимание уделяется организации и проведению современного урока, затрагиваются вопросы организации самостоятельной деятельности обучающихся. Предлагается методическое обоснование (определение, модель проведения) нетрадиционных форм уроков литературы: урока-симпозиума, урока-читательской конференции, дебатов, квестов.

Сергей Владимирович Кульневич, автор одной из книг подборки, пишет: «Учитель должен уметь увлечь неизвестным, включая эмоциональную составляющую, выстроить подачу новой информации так, чтобы произошло слияние с ранее известным, чтобы исчез провал между понятным и непонятным, между новым и старым. Как урок, так и поведение учителя, подвержены законам драматургии: нужно уметь возбудить интерес, удержать его, достигнуть кульминации и обеспечить познавательный исход».

Кульневич С. В. Не совсем обычный урок : практ. пособие для учителей, кл. рук., студентов сред. и высш. пед. учеб. заведений, слушателей ИПК / С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина. – Воронеж : Учитель, 2001. – 173с.

 

Чтобы учиться было действительно весело и интересно, серьёзный материал надо сделать занимательным; не просто нагружать учащихся знаниями, а зажигать их, возбуждать интерес к знаниям. И поможет в этом игра. В игровых формах проведения урока скрыты широкие перспективы. Такие занятия интересны самим учащимся – а значит, учёба перестаёт быть для них «тяжким бременем». Этой теме посвящён раздел выставки под названием «Игровые технологии обучения». В нём представлена литература для уроков истории, обществознания, права. Занятия с использованием игр или игровых ситуаций являются эффективным средством обучения и воспитания. В игре ученики попадают в ситуации, позволяющие им критически оценить свои знания в активном действии, привести эти знания в систему. 

Дэйв Берджес, преподаватель истории из США, создал уникальную методику работы с учениками. Он утверждает, что любой педагог способен сделать так, чтобы учащиеся не просто полюбили его предмет, но ждали его с нетерпением – как праздник. Свою методику Берджес описал в книге «Обучение как приключение». Эта книга не только о том, как создавать уникальные занятия, она о том, как научиться творчески подходить к подаче любого материала и самому получать удовольствие от того, что ты делаешь. 

Берджес Д. Обучение как приключение : как сделать уроки интересными и увлекательными / Д. Берджес. – Москва : Альпина Паблишер, 2015. – 237 с.

В каждой строке этой книги чувствуется, насколько сам автор увлечён тем, что он делает: она захватывает с первых строк и читается на одном дыхании. «Обучение как приключение» будет полезно каждому, кто хочет внести в свою работу элементы творчества, уйти от рутины. Берджес подробно описывает свою методику и непосредственно планы уроков, которые запомнятся ученикам на всю жизнь; рассказывает о том, как научиться чувствовать своих учеников, заслужить их уважение, не переступая грань дозволенного и не позволяя при этом относиться к учителю как к равному.

Приведём один из отзывов к этой популярной книге: «Уверена, книга не оставит равнодушными наших читателей, ведь автор, словно скрывающийся под маской Капитана Крюка «волшебный помощник», щедро делится «крючками» – приёмами и методами, направляющими учителя и ученика к желанной цели – серьёзному образованию, которое способно учить пониманию жизни, но может и научить изменять жизнь к лучшему. Поскольку, по словам автора, «уроки – побочный продукт. Радость – вот что получают от нас люди» (Елена Дмитриевна Кульчинская, преподаватель МХК, завкафедрой истории искусства НП «Филипповская школа»).

С книгой можно познакомиться, пройдя по ссылкам:

https://indusbook.xyz/books/obuchenie-kak-priklyuchenie-ka

https://vk.com/wall623757_957

 

Материал подготовила зав.отделом социально-экономической литературы С.П. Колчина.

Русский