Ежегодно 15 апреля во всём мире отмечается День экологических знаний. Целью его является продвижение экологических знаний, информирование населения о состоянии дел в области экологической безопасности.
Наиважнейшими проблемами экологии XXI века, требующими безотлагательного решения, являются глобальное потепление и изменение климата, разрушение озонового слоя, кислотные дожди, уменьшение площади лесов, опустынивание и деградация почвы, загрязнение окружающей среды, в том числе пластиком, перенаселение, истощение природных ресурсов. Рассмотрим каждую проблему в отдельности.
1. Глобальное потепление и изменение климата. Глобальное потепление – это естественный процесс повышения общей температуры на Земле. Но за последние полтора века его темпы значительно выросли. Потепление ведёт к изменению климата на всей планете и повышению уровня Мирового океана. Причиной глобального потепления учёные считают парниковые газы – метан, углекислый газ, оксид азота и другие. Многие из них встречаются в природе, но сегодня наблюдается рост их концентрации в атмосфере. Причина этого – сжигание человеком ископаемого топлива, вырубка лесов, использование фторированных газов и удобрений, содержащих азот.
В попытке сдержать глобальное потепление многие государства ставят своей задачей сокращение выбросов углекислого газа, подписывают соответствующие соглашения и госпрограммы. Учёные отмечают, что сегодня выбросы углекислого газа можно сократить на 70 %, если использовать существующие и готовые к использованию технологические разработки.
2. Разрушение озонового слоя. Озоновый слой – это так называемый «солнцезащитный крем» Земли. От него зависит защита всего живого на планете от избыточного количества ультрафиолетового излучения. Концентрация озона в атмосфере в целом всегда была стабильна, но в конце прошлого столетия учёные обнаружили над Антарктидой озоновую дыру – область, где концентрация этого газа была крайне низкой.
Существуют естественные и антропогенные причины разрушения озонового слоя. К первым относят, например, извержения вулканов, солнечные пятна и стратосферные ветры. Среди техногенных причин называют использование веществ, которые выделяют хлор, разрушающий молекулы озона. Эксперты полагают, что на состояние озонового слоя могут негативно влиять и некоторые азотистые соединения, а также нерегулируемые запуски ракет. Сейчас установлено, что в целом влияние естественных причин на состояние слоя незначительно (1-2 %), в остальном за его «истончение» ответствен человек.
Власти стран прикладывают усилия для решения проблемы разрушения озонового слоя. В 1985 году была подписана Венская конвенция, которая закрепила международное сотрудничество в этом вопросе. Результатом работы стало подписание в 1987 году Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой. Подписаны соглашения, предусматривающие поэтапный отказ государств от производства и использования озоноразрушающих веществ, например, хлорфторуглеродов.
3. Кислотные дожди. Кислотные дожди – это осадки с повышенной кислотностью вследствие загрязнений воздуха кислотными оксидами: в них высок уровень содержания азотной и серной кислот. Кислотные дожди губительно влияют на почвы, растения, животный мир, водоёмы, ускоряют разрушение зданий. Причины выпадения кислотных дождей могут быть естественными – извержение вулканов или разлагающаяся растительность, и антропогенными – работа промышленных производств и транспорта, в том числе сжигание ископаемого топлива. Пути решения проблемы – регулирование выбросов оксидов азота и серы. Это можно сделать, ограничив использование ископаемого топлива. Для этого необходимо активнее использовать гидроэнергетику, постепенно переходить на другие виды энергии – атомную, геотермальную, солнечную и ветровую. Каждый человек может сократить использование транспортных средств и потребление электроэнергии, на производство которой идёт много ископаемого топлива.
4. Уменьшение площади лесов. На протяжении всей истории человечества люди вырубали для своих нужд леса, площади которых глобально сократились: теперь в отдельных странах лесами покрыто только 30-40 % территорий. С 2001 по 2018 год во всём мире исчезли леса площадью больше, чем площадь Индии, – около 3,6 миллиона квадратных километров. Неограниченные рубки приводят к увеличению выбросов углекислого газа в атмосферу, исчезновению многих видов растений и животных – им просто становится негде жить. Из-за массовых рубок всё чаще случаются масштабные наводнения, даже там, где никогда не идут сильные дожди. Ещё одной причиной уменьшения площади лесов на Земле являются природные пожары.
Эксперты считают, что сократить темпы уменьшения площади лесов на Земле можно, используя методы устойчивого ведения сельского хозяйства и новые технологии, которые не требуют больших площадей для выращивания культур. Кроме того, необходимо заниматься лесовосстановлением. Глобально проблему можно решить только совместными усилиями всех стран. На конференции ООН по изменению климата в 2020 году свыше 100 государств обязались прекратить вырубку лесов к 2030 году.
5. Опустынивание и деградация почвы. Опустынивание – это процесс снижения биологической продуктивности засушливых земель, которые занимают сегодня свыше 40 % от общей площади. На этих территориях проживают более 2 миллиардов человек, выращивается около трети всех сельскохозяйственных культур. Почвы, которые когда-то были плодородными, из-за влияния человека и потепления климата страдают от эрозии. Сегодня риск опустынивания охватывает свыше 100 стран. По данным Европейской комиссии, к 2018 году почва деградировала на более чем 75 % территории Земли. К 2050 году этот показатель может достигнуть 90 %. Под угрозой сельское хозяйство в Индии, Китае и странах Африки к югу от Сахары.
Причинами опустынивания и деградации земель являются активная горнодобывающая промышленность, сельское хозяйство и скотоводство. По мере развития этих отраслей вырубается всё больше деревьев, сельхозкультуры и вносимые удобрения истощают почву. Учёные полагают, что опустынивание и глобальное потепление тесно связаны, поэтому нужно направлять усилия на снижение выбросов углерода.
6. Загрязнение окружающей среды, в том числе пластиком. Уже давно учёные привлекают внимание к вопросам неправильного использования пестицидов и других стойких химикатов, которые накапливаются в пищевой цепи и влияют на все виды организмов. Остро стоит проблема загрязнения воздуха в мегаполисах, очистки сточных вод, управления твёрдыми и опасными отходами и продуктами их переработки. Повсеместно растёт использование пластика, это создаёт проблему загрязнения им суши и Мирового океана. В северной части Тихого океана дрейфует всем известное Большое Тихоокеанское мусорное пятно, а на льду Антарктики обнаружены пестициды и другие химические вещества. Окружающую среду загрязняют выхлопы автомобилей, сточные воды, попадающие разными путями в почву и Мировой океан, пестициды, которые при использовании в сельском хозяйстве проникают в грунтовые воды и разносятся по воздуху.
Остановить темпы загрязнения окружающей среды можно повсеместным внедрением переработки отходов и повторного использования стекла, алюминия и пластика. Лидерами в этих вопросах являются Австрия и Швейцария: они перерабатывают до 60 % своих отходов. Страны на законодательном уровне ограничивают объёмы и виды химических веществ, которые разрешено использовать в промышленности, и устанавливают штрафы за чрезмерные выбросы.
7. Истощение природных ресурсов. В настоящее время происходит постепенное истощение невозобновляемых ресурсов планеты. Рост общих объёмов потребления и развития экономики приводит к повышению спроса на нефть, газ, полезные ископаемые, лес и пресную воду. Истощение ресурсов Земли происходит из-за перенаселения планеты и растущего с каждым годом потребления. По оценкам ООН, за последние 50 лет добыча ресурсов выросла более чем в три раза.
Для решения проблемы истощения природных ресурсов многие страны переходят на использование возобновляемой и устойчивой энергии: солнечной, ветровой и гидроэнергии. Разрабатываются программы, направленные на ограничение вырубки лесов, а производители нефтепродуктов внедряют методы экономичного производства. Для сохранения биоразнообразия и водных ресурсов разрабатываются программы защиты водно-болотных угодий и прибрежных экосистем.
8. Перенаселение. За последний век численность людей на планете выросла в четыре раза: от 2,3 миллиарда человек в 1940 году до более чем 8 миллиардов сегодня. За последние 50 лет наша планета пережила экстремальный демографический бум. В год численность населения Земли увеличивается в среднем на 1,1 %, это плюс 75 миллионов человек ежегодно. Причина перенаселения Земли – снижение смертности, в том числе младенческой, на фоне развития системы здравоохранения, а также недостаточное использование контрацепции. На перенаселение влияет сохраняющийся гендерный разрыв и, как следствие, – нехватка образования у женщин в развивающихся странах. Сейчас во всём мире не посещают школу около 130 миллионов девочек, десятая их часть никогда не научится читать и писать. По мнению экспертов, для решения вопроса перенаселения Земли нужно реализовать политику доступного образования для всех категорий людей и уйти от практики детских браков в развивающихся странах. Сдержать рост населения поможет более широкое информирование о вопросах контрацепции и планирования семьи, половое воспитание.
Более подробно ознакомиться с проблемами экологии и путями их решения помогут книги, представленные в отделе естественно-научной и технической литературы.
Вот некоторые из них:
- Коробкин, В. И. Экология : учеб. для вузов / В. И. Коробкин, Л. В. Передельский. – 5-е изд., доп. и перераб. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2003. – 575 с. : ил.
- Роль и задачи экологического просвещения и познавательного туризма на особо охраняемых природных территориях в современной России : сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. (20 сент. 2018 г., Йошкар-Ола) / отв. ред. О. В. Грудцына. – Йошкар-Ола : Заповедник «Большая Кокшага», 2018. – 110 с. : ил.
- Человек и природа: экологическая история : сб. / Европ. ун-т в С.-Петер. ; Ин-т истории о-ва им. Макса Планка (Геттинген) ; под общ. ред. Даниила Александрова, Франца-Йозефа Брюггемайера, Юлии Лайус ; пер. с англ., нем. К. А. Левинсона. – Санкт-Петербург : Европейский университет в Санкт-Петербурге, 2008. – 348 с. : ил., табл. – (Современные направления в исторической науке : серия переводов ; т. 5).
- Экология: природные и техногенные ресурсы : учеб. для студ. вузов / В. Г. Гридин, Т. Т. Исмаилов, А. Р. Калинин и др. ; под ред. А. В. Корчака, В. А. Харченко. – Москва : Студент, 2011. – 342, [1] с. : ил.
- Экологическое состояние территории России : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Междунар. акад. наук пед. образования ; под ред. С. А. Ушакова, Я. Г. Каца. – Москва : Academia, 2002. – 128 с.
Материал подготовлен Т. М. Крестиковой, главным библиотекарем отдела естественно-научной и технической литературы
- 276 просмотров