ЧИТАЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ

25.12.2020 | 809 просмотра(ов)

Информационно-библиографический отдел продолжает обзор статей из научного журнала «Библиография» за 2020 год. В № 4 данного издании опубликованы актуальные материалы по вопросам библиографоведения, книговедения и библиотековедения, с которыми мы хотим вас познакомить.

Четвертый выпуск журнала не обошла тема пандемии коронавирусной инфекции – COVID-19. В статье ведущего сотрудника ЦИПР РГБ Марины Юрьевны Нещерет и заведующей сектором отдела библиотечно-информационного обслуживания РГБ Евгении Львовны Найдиной «Справочно-библиографическое обслуживание в период пандемии» рассказано об особых условиях работы библиотек. С началом распространения инфекции и введением режима самоизоляции библиотеки всего мира были вынуждены закрыть или ограничить физический доступ пользователей в читальные залы. Вместе с тем, в ответ на вызовы COVID-19 библиотеки мобилизовали все свои ресурсы, чтобы помочь обществу в борьбе с вирусом. Например, китайские публичные библиотеки стали уделять огромное внимание поддержке здорового образа жизни своих читателей. Городская библиотека Хельсингборга (Швеция) пригласила для проведения лекций экспертов в области общественного здравоохранения (из интернет-статьи «COVID-19 и глобальная библиотечная сфера»).

Особую остроту, указывается в статье, в период пандемии приобрела проблема распространения ложной информации (fakenews). Поскольку повышение информационной грамотности населения всегда было одним из приоритетных направлений деятельности библиотек, в условиях формирования новой мировой информационной среды библиотечные специалисты учили пользователей ориентироваться в современном коммуникационном изобилии, критически воспринимать информацию о коронавирусе и проверять источники.

Так, зарегистрированным пользователям Национальной библиотеки Индонезии был предоставлен бесплатный доступ к ресурсам официального сайта Республики Индонезия для получения достоверной информации о COVID-19.

Авторы статьи показывают, как в условиях самоизоляции библиотеки продолжали выполнять свою роль информационных посредников, оказывая своим пользователям библиотечно-информационные услуги, в том числе справочно-библиографические. Например, для начинающих пользователей на сайте Национальной библиотеки и Архива Канады размещено обучающее видео и советы по поиску информации универсального характера.

Особую роль сыграли виртуальные справочно-библиографические службы (ВСС), которые не только не прекращали своей деятельности ни на один день, но и значительно повысили свою активность. ВСС «InfoNow» Публичной библиотеки Лос-Анджелеса старалась помочь людям адаптироваться к непривычным обстоятельствам, убеждая их в том, что нужные им книги доступны в электронном виде.

В качестве каналов дистанционного обслуживания библиографы использовали электронную почту, социальные сети, телефон, оставаясь на связи 24 часа в сутки 7 дней в неделю и оперативно отвечая на запросы пользователей.

Согласно опросу, проведенному в апреле 2020 года, количество справок, выполняемых национальными библиотеками мира, выросло на 38% (из интернет-статьи «Опрос о влиянии COVID-19»).

Сотрудники виртуальной справочной службы РГБ приняли решение остаться со своими пользователями и продолжать работу по обычному графику 24/7 (чат – с 9.00 до 17.00). В онлайн-режиме было выполнено 3442 справки и консультации (в период с 18 марта по 14 июня). По электронной почте поступали запросы из Аппарата Президента РФ, Национальной библиотеки Таджикистана, Италии. В статье приведены примеры выполненных справок удаленных пользователей.

В целом библиотечные специалисты продемонстрировали навыки и умение не только поддерживать постоянную связь с читателями в условиях самоизоляции, выполнять их онлайн-запросы, но и выступать инициаторами оригинальных дистанционных проектов.

 

Не менее актуальная тема затронута кандидатом исторических наук, сотрудником лаборатории книговедения ГПНТБ СО РАН Ольгой Николаевной Альшевской в статье «Региональный опыт продвижения книги и чтения (на примере Сибири и Дальнего Востока)».

Определенное снижение интереса к чтению – сегодня общемировая тенденция, и во многих странах предпринимаются активные попытки этому противодействовать. На протяжении последних лет в Российской Федерации на государственном уровне был предпринят ряд важных шагов в направлении возрождения и укрепления интереса к чтению. Так, в 2006 г. была принята Национальная программа поддержки и развития чтения, а 2015 г. был объявлен Годом литературы, с этого же года ежегодно проводятся книжные фестивали на Красной площади в Москве. В 2017 г. правительством РФ была утверждена Концепция «Национальной программы поддержки детского и юношеского чтения» как приоритетного направления в культурной и образовательной политике государства.

В данной статье рассказано об особенностях формирования инфраструктуры для чтения сибирско-дальневосточного региона. Ключевыми элементами инфраструктуры для чтения как системы, по мнению автора, являются: книгоиздание; книгораспространение; индустрия производства и распространения иных видов контента (газеты, журналы, электронные издания); библиотечная сеть. Как показывает практика, для обеспечения нормального функционирования данной инфраструктуры требуется система поддержки со стороны государства, общественных организаций и бизнес-структур.

В работе представлены результаты поддержки чтения со стороны органов исполнительной и законодательной власти, определены элементы формирующейся системы развития книжного дела на региональном уровне, рассмотрены примеры частно-государственного партнерства. Например, в Иркутске в 2018 году прошел Первый Иркутский международный книжный фестиваль, который состоялся в рамках программы «Библио-Сибирь», реализуемой Фондом Олега Дерипаски «Вольное дело» при поддержке Министерства культуры Иркутской области. По итогам 2018 года Иркутская область победила во Всероссийском конкурсе «Самый читающий регион». На проведение культурно-просветительских мероприятий, посвященных 80-летию Иркутской области, были предприняты беспрецедентные меры господдержки. Результатом стала организация более 600 мероприятий, в которых приняло участие 1,5 млн человек.

Примером наиболее значимого регионального проекта является Красноярская ярмарка книжной культуры, организуемая с 2007 г. Некоммерческой организацией «Фонд Михаила Прохорова (Благотворительный фонд культурных инициатив)» при поддержке правительства Красноярского края.

Автор заметила, что перспективным направлением является принятие региональных программ развития чтения при активной поддержке государства и бизнеса в равной степени. К сожалению, как показывает практика, в большинстве регионов поддержка чтения осуществляется только на государственном уровне с минимальным участием частного бизнеса.

Значительную роль в формировании продвижения чтения в России играет и книжное сообщество, в лице Российского книжного союза и различных общественных и некоммерческих организаций. В субъектах Федерации Сибири и Дальнего Востока это чаще всего областные библиотечные общества (Новосибирское, Алтайское, Красноярская библиотечная ассоциация и др.) и профессиональные молодежные библиотечные объединения («Гильдия молодых библиотекарей» (Новосибирск), «Молодые профессионалы» (Кемерово) и др.). Хотя такие сообщества немногочисленны и не имеют прочной финансовой поддержки, но именно они берут на себя организующие и координирующие функции, становясь носителями новых концепций и форм социального партнерства.

На основании изучения успешного опыта было выявлено ряд проблем развития регионального книжного дела и функционирования библиотечных сетей. Это, прежде всего, отсутствие межведомственного подхода и комплексных решений по развитию инфраструктуры чтения в регионах. Наибольшая помощь требуется региональному книгораспространению, так и не сумевшему восстановиться за 30 лет. В небольших городах и населенных пунктах нет условий для выхода книготорговых объектов на окупаемость. Автор называет перспективные инициативы поддержки книжной торговли: книжные мини-кафе в помещениях госуправления, библиотек, объектах культуры; организация выездной книжной торговли; льготные налоговые ставки; субсидии на открытие книжного магазина и др.

Более подробно с данными и другими статьями этого выпуска можно ознакомиться в информационно-библиографическом отделе (1 этаж, 20 кабинет).

Если вам необходимы конкретные статьи из журнала «Библиография», воспользуйтесь услугой электронной доставки документов (ЭДД), прислав заявку по адресу: mba-nb@mail.ru. С помощью ЭДД можно заказать электронные копии необходимых статей, не выходя из дома. В свободной форме укажите название журнала, статьи, автора или номера страниц, обязательно свои контактные данные – адрес вашей электронной почты и номер телефона.

 

Телефоны для справок: (8362) 45-29-12, 8-902-100-42-44.

 

 

Материал подготовила главный библиограф информационно-библиографического отдела С. Г. Горбунова

 

 

 

 

Русский