Читаем профессиональные периодические издания

02.12.2020 | 950 просмотра(ов)

Информационно-библиографический отдел предлагает вашему вниманию обзоры статей из научного журнала «Библиография» за 2020 год. В этом профессиональном издании публикуются актуальные материалы по вопросам библиографоведения, книговедения и библиотековедения.

 

В № 1 за 2020 год представлена статья ведущего научного сотрудника ЦИПР Российской государственной библиотеки и постоянного автора журнала Марины Юрьевны Нещерет «Роль коммуникативной компетентности библиографа в справочно-библиографическом обслуживании».

Наряду с терминологическими аспектами, в статье дан анализ работ авторов, которые внесли существенный вклад в разработку данной темы. Большинство современных авторов придерживаются широкой трактовки профессиональной коммуникации, фиксируя в этом процессе не только обмен информацией, но и обмен опытом, способностями, умениями и навыками, результатами деятельности. Исследования показали, что результативность профессиональной коммуникации во многом зависит от коммуникативной компетентности специалиста.   Наиболее ярко коммуникативная компетентность библиографа проявляется в справочно-библиографическом обслуживании в форме устной справки, при непосредственном общении с пользователями библиотеки.

В течение продолжительного времени теоретические представления о библиотечной коммуникации опирались на стереотипный подход в отношениях между сотрудником библиотеки и пользователем, в котором доминирующая роль отводится библиотечному специалисту, а пользователь рассматривается как пассивный «потребитель» информации. В практике библиотечной коммуникации наиболее распространено общение сотрудника библиотеки с позиции «Я – родитель», при котором библиотекарь (библиограф) воспитывает, наставляет, запрещает (из работы С. А. Езовой «Грани библиотечного общения»). Подобная форма коммуникации создаёт дистанцию между её участниками.

Автор предлагает более современный и эффективный стиль профессионального общения библиографов с пользователями, условно называемый «совместное творчество», который базируется на деятельно-диалоговой модели общения.  В контексте справочно-библиографического обслуживания это означает не только установление взаимопонимания с пользователем, но и вовлечение его в процесс библиографического поиска, начиная с этапа формирования запроса до момента достижения поискового результата.

В статье приводятся примеры из практики справочно-библиографического обслуживания, в частности, когда конфликты или отказы при обслуживании пользователей возникают по вине сотрудников библиотеки и являются следствием низкого уровня его профессиональной компетентности.

М. Ю. Нещерет выделяет главный принцип в профессии библиографа – внимание к интересам пользователей, стремление наиболее полно удовлетворить их информационные запросы. Опыт профессиональной деятельности предполагает и наличие необходимых для успешной работы личностных качеств. Важное место в структуре профессиональной компетентности библиографа принадлежит когнитивному компоненту, т. е. способности к овладению новой информацией. Понимание информационной потребности пользователя обеспечивает правильное направление поиска.

Статья будет полезна специалистам библиотечной сферы, осуществляющих обслуживание пользователей в библиотеке.

В рубрике «Искусство книги» представлена статья ведущего научного сотрудника ЦИПР Российской государственной библиотеки Дмитрия Владимировича Фомина «Издания отечественных библиофильских обществ 1920-х годов».  В его работе рассматривается издательская деятельность двух главных объединений книголюбов – Русского общества друзей книги (Москва) и Ленинградского общества библиофилов – с точки зрения книжно-оформительского искусства, определяется их место в общем контексте книжной культуры 1920-х годов. Издания библиофильских объединений (в том числе произведения печати «малых форм») высоко ценятся современными коллекционерами, так как они выпускались ограниченными тиражами на особой бумаге. При написании статьи использованы не публиковавшиеся ранее архивные материалы.

Отечественные книголюбы были поставлены в более тяжелые условия, чем их западные коллеги; скромных материальных возможностей едва хватало на выпуск печатной продукции «малых форм»: месячные повестки, памятки и программки. Самым значительным в художественном отношении проектом Русского общества друзей книги стал выпуск «Домика в Коломне» А. С. Пушкина с ксилографиями В. А. Фаворского (1929, тираж – 500 экз.).

В том же году Ленинградскому обществу библиофилов удалось реализовать фундаментальный проект, изданный тиражом 300 экз. – знаменитый «Альманах библиофила». Своим успехом альманах во многом обязан изящному графическому оформлению Л. С. Хижинского.

Более подробно с содержанием журнала можно ознакомиться в справочно-библиографическом отделе (1 этаж, 20 кабинет).

         Если вам необходимы конкретные статьи из этого журнала, воспользуйтесь услугой электронной доставки документов (ЭДД), прислав заявку по адресу:  mba-nb@mail.ru. С помощью ЭДД можно заказать электронные копии необходимых статей, не выходя из дома. В свободной форме укажите название журнала, статьи, автора или номера страниц, обязательно свои контактные данные – адрес вашей электронной почты и номер телефона.

 

Телефоны для справок: (8362) 45-29-12, 8-902-100-42-44.

 

Материал подготовила главный библиограф информационно-библиографического отдела С. Г. Горбунова

Русский