CALENDARIUM. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ СЛЕПЫХ. Валентин Гаюи – просветитель, благотворитель, основатель тифлопедагогики

13.11.2022 | 852 просмотра(ов)

Ежегодно во всём мире 13 ноября отмечается Международный день слепых, учреждённый в 1984 году Всемирной организацией здравоохранения. Выбор даты приурочен ко дню рождения Валентина Гаюи – создателя системы обучения людей с дефектами зрения и методов трудового и музыкального воспитания незрячих, заложившего основы тифлопедагогики. Особыми заслугами педагога являются создание первой в мире школы для слепых и способа печатания книг рельефно-линейным шрифтом, а также изобретения прибора для письма слепых, рельефного глобуса и способа печатания рельефных географических карт. Гаюи сумел обратить внимание общества на трудности людей, лишённых зрения и впервые добился приобщения их к общественно полезному труду. Оставил педагог после себя и труды по вопросам обучения и воспитания незрячих людей.

Валентин Гаюи (фр. Valentin Haüy) родился 13 ноября 1745 года в деревне Сен-Жюст близ Амьена (Франция), в бедной семье ткача. Отец не мог платить за обучение сыновей – Валентина и Рене Жюста, поэтому их отдали учиться в местный монастырь. По окончании школы братья отправились в Париж, чтобы продолжить обучение. Каждый избрал свой путь. Старший брат Рене Жюст (1743-1822) впоследствии стал известным минерологом, создателем научной кристаллографии, открывателем одного из основных законов кристаллографии – "закона Гаюи".

У Валентина рано проявился интерес к иностранным языкам, и, несмотря на все трудности, он смог получить в Париже высшее образование, а затем и должность переводчика в Министерстве иностранных дел Франции. Кроме живых европейских языков Валентин владел латынью, греческим, древнееврейским, читал на восточных языках. Будучи правительственным чиновником и имея стабильный источник доходов, Гаюи смог жениться. Кроме официальных занятий он столкнулся с вопросами призрения в широком значении этого слова. Всё свободное время Валентин Гаюи посвятил изысканию способов, с помощью которых можно было бы облегчить участь тех, кто беден и страдает физическими ограничениями здоровья. Существует предание, что Гаюи проявил большой интерес к постановке дела обучения и воспитания глухонемых: в 1770 году в Париже французским аббатом Шарлем де Лэпе (1712-1789) было открыто первое в мире учебное заведение для глухонемых детей. Пример де Лэпе, заложившего основы сурдопедагогики как науки, побудил Валентина Гаюи сделать то же самое в отношении слепых.

До XVIII века мир не знал учебных заведений для таких людей, не существовало ни теории, ни опыта их обучения, ни приобщения их к трудовым навыкам. Валентину Гаюи понадобилось тринадцать лет, чтобы приобрести необходимые знания и найти деньги для осуществления своего плана. Изучив книгу французского философа Дени Дидро (1715-1764) – «Письмо о слепых в назидание зрячим» (1749), где автор убедительно показал способности незрячих к различным видам деятельности и обучению, Гаюи начинает наблюдать за жизнью слепых людей. В период поиска педагогических методов он знакомится с незрячей австрийской пианисткой и композитором Марией Терезией Парадис (1759-1824), выступавшей с концертами в Париже. Гаюи был удивлён её высокой образованностью. Парадис блестяще знала античную и немецкую литературу, организовала в Вене музыкальную школу для незрячих девушек. Успешному продвижению Марии Терезии в жизни способствовали не только талант и упорный труд, но и помощь состоятельных родителей.

Валентин Гаюи принимает решение основать учебное и ремесленное заведение, рассчитанное на детей разных сословий. В 1784 году в Париже без поддержки правительства и благотворительных обществ, на свои личные средства в собственном доме он открыл первую в мире школу для слепых детей под названием «Мастерская трудящихся слепых». В домашней школе Валентина Гаюи обучалось 24 человека. В ней зародилась и развивалась тифлопедагогика, как наука об обучении и воспитании слепых. В вопросах образования Гаюи подходил к незрячим людям как к полноценным членам общества.

Первым учеником Валентина Гаюи был подобранный на церковной паперти мальчик Франсуа де Лезюер. Юноша оказался очень способным и старательным учеником. Он научился решать арифметические задачи, различал на ощупь рельефный ландшафт, нанёсенный на географическую карту, овладел несколькими несложными ремёслами и игрой на фортепьяно. Весть об успехах Лезюэра распространилась по Парижу. 12 февраля 1785 года Валентин Гаюи вместе с Франсуа был приглашён в Академию наук, где продемонстрировал перед учёными разработанные им методы обучения слепых. С этого времени Гаюи стал получать моральную и материальную поддержку на дело просвещения незрячих.

Обучение и воспитание слепых детей Валентин Гаюи поставил на научную основу. Он разработал рельефно-линейный шрифт «унциал». Шрифт получил название от латинского слова, означающего «равный по длине одной унции». Это были крупные ровные буквы, выдавленные рельефом на плотной бумаге. Главное достоинство «унциала» заключалось в том, что при помощи этого шрифта можно было обучать слепых детей чтению и печатать книги для слепых. Шрифт был передвижной, и это помогало детям делать набор нужного текста. Кроме этого Гаюи сконструировал приборы для слепых и матрицы для изготовления рельефных наглядных пособий, географических карт и глобусов. Этому ремеслу он обучал и своих воспитанников. Рельефно-линейным шрифтом можно было изображать так же цифры и ноты, хотя эта система имела свои недостатки: громоздкость книг, медленная скорость чтения, трудности при письме.

Несмотря на огромные материальные затруднения, Валентин Гаюи построил при школе типографию и напечатал в ней несколько книг рельефно-линейным шрифтом. Первым учебным пособием стала "Краткая французская грамматика". Затем были выпущены книги по грамматике древнегреческого, латинского, английского, итальянского и испанского языков, хрестоматия, отдельные произведения художественной литературы. При школе начала работать библиотека рельефных книг, заведование которой было поручено Лезюэру, его первому ученику. По книгам Валентина Гаюи незрячие обучались вплоть до изобретения Луи Брайлем шрифта рельефного шеститочия. (В 1829 году француз Луи Брайль – воспитанник Парижского национального института для слепых детей разработал универсальную систему рельефно-точечного шрифта, нашедшего распространение во всех странах мира и применяемого по настоящее время).

Вскоре в Париже появилось и учебное заведение «Приют слепых тружеников», которое в 1786 году по указу Людовика XVI было преобразовано в Королевский институт для слепых детей на 30 человек. В том же году Валентин Гаюи завершил свой первый тифлопедагогический труд: "Очерк обучения слепых, или Изложение различных способов, проверенных опытом, как сделать их умеющими писать, читать, печатать книги, из которых они могут получать знание языка, счета, истории, музыки и т. д. и выполнять различные виды ручного труда". В 1788 году появилась новая книга Гаюи: "Зарождение, развитие и современное состояние просвещения слепых", в которой автор обобщил опыт первых пяти лет своей педагогической работы со слепыми и сформулировал основные принципы тифлопедагогики как науки.

Ко времени Великой Французской буржуазной революции 1789-1794 гг. Гаюи добился весьма серьёзных результатов. Число учащихся в Институте выросло до 120 человек. Ему выделили ещё одно помещение – в обители Святой Екатерины. Отмечались сдвиги и в трудовой подготовке незрячих. Учащиеся владели целым рядом профессий и ремёсел, что позволяло им отказаться от нищенства. Они могли изготовлять щетки и корзины, работать на ткацких и печатных станках. Довольно обширным был круг музыкальных профессий, которыми они владели – клавессинисты, пианисты, скрипачи, церковные певчие. В 1791 году учебное заведение Гаюи получило статус Национального института для слепых детей. Законодательное собрание выделило его воспитанникам государственные стипендии. Но когда в стране разразился экономический и финансовый кризис, казна в течении целого года не выплачивала учащимся стипендию, Институт существовал на собственные средства, т. е. трудом воспитанников. В 1800 году занятия в Институте были фактически прекращены. В 1801 году первый консул Франции Наполеон I издал декрет, по которому Институт слепых в целях экономии был слит с богадельней. Таким образом, семнадцатилетняя деятельность Валентина Гаюи на поприще просвещения незрячих, завершилась закрытием парижского Национального института для слепых детей. Его попытки открыть частную школу для слепых детей состоятельных родителей тоже не увенчались успехом. Гаюи остался не у дел.

В 1803 году Валентин Гаюи получил предложение российского императора Александра I открыть в Санкт-Петербурге учебно-воспитательное заведение для слепых. Приняв предложение, Гаюи составил проект, назвав его "Об основании в Петербурге заведения для полезного занятия слепых, по примеру учреждённых уже во Франции заведений в пользу сих людей, столь несчастных и достойных сожаления". Указав на сложное положение слепых, Гаюи настаивал на том, чтобы каждому слепому ребенку семьёй и правительством были предоставлены условия для получения образования и овладения профессиями. После переписки с российским правительством в сентябре 1805 года Валентин Гаюи получил известие, что все его предложения приняты императором и его просят прибыть в Россию безотлагательно. Он отправился в путь вместе с семьёй и незрячим учеником Шарлем Фурье. Во время остановки в Берлине он познакомился с немецким учителем гимназии Августом Цейне (1778-1853), который, взяв на вооружение методы Гаюи, положил их в основу организации системы образования незрячих в Германии, открыв в октябре 1806 г. Прусский (Берлинский) институт для слепых детей.

В Петербург Гаюи прибыл осенью 1806 года, привезя с собой рельефные глобусы, географические карты, приборы для занятий ремеслами, ноты, а также типографские станки для печатания рельефных книг для слепых. Хотя ему тогда уже было за 60, но он был полон надежд и сразу же взялся за организацию института. Однако в России ему пришлось столкнуться не только с материальными трудностями, но и с бюрократическим формализмом. Лишь благодаря помощи добровольцев-учителей и собственному энтузиазму и альтруизму Валентин смог открыть учебное заведение. В 1807 году Александр I утвердил Устав, штат и бюджет Санкт-Петербургского института рабочих слепых (учебное заведение типа интерната), рассчитанного на обучение 15 мальчиков. В Институт принимали детей без различия вероисповедания, национальности и сословий. Директором Института был назначен Валентин Гаюи.

Хотя условия быта и занятия в институте оставляли желать лучшего, но ничто не могло помешать стремлению учеников осваивать грамоту и получать новые знания. В программу обучения и воспитания слепых входили следующие общеобразовательные предметы: чтение по рельефно-линейным книгам и письмо этим же способом, Закон Божий, русский язык, литература, арифметика, история, география, пение, обучение игре на фортепьяно, струнных и духовых музыкальных инструментах. Из ремёсел обучали плетению корзин и стульев, вязанию, токарному делу по дереву, бумаго-картонажным работам, книгопечатанию.

Гаюи отводил важную роль осязанию для самостоятельного чтения. С первых же дней работы в Институте он стремился наладить выпуск учебников и книг, напечатанных рельефно-линейным шрифтом. В установке печатных станков и пресса, изготовлении русского шрифта ему помогали русские мастеровые люди. Первой, изданной в типографии Института, книгой для слепых стали "Краткие начальные основания русской грамматики". Затем в институтской ученической библиотеке появились: "Евангелие от Матфея", "Краткий катехизис", "Русские народные сказки". На уроках литературы учащиеся получили возможность читать стихотворения и басни Г. Р. Державина, М. М. Хераскова, И. А. Крылова.

Результаты своих научных наблюдений и размышлений Гаюи изложил в книге "Очерк обучения слепых", вышедшей в Санкт-Петербурге в феврале 1817 года. А уже в апреле он подал прошение об отставке. Труды Валентина Гаюи на поприще просвещения слепых в России получили высокую оценку русского правительства – он был награждён орденом Святого Владимира IV степени. Вернувшись в Париж, Валентин нашёл приют в доме брата, где и прожил до конца своих дней вместе с дочерью.

В этом году исполнилось 200 лет со дня смерти выдающегося тифлопедагога. Умер Валентин Гаюи 18 марта 1822 года в Париже и был похоронен на кладбище Пер-Лашез. Гранитный памятник на его могиле был поставлен на средства, собранные слепыми ремесленниками и музыкантами. Лишь потомки оценили его заслуги в деле обучения и воспитания незрячих людей – перед Национальным институтом слепых в Париже был установлен памятник, в котором запечатлён облик Гаюи и его первого ученика Франсуа. На родине педагога в городе Сен-Жюсте в 1903 году также был установлен бронзовый памятник, на нём изображены братья Гаюи: Валентин сидит, ласково прижимая к себе слепого мальчика, рядом с ним стоит Рене Жюст, в руках он держит большой кристалл.

Самым важным признанием заслуг Валентина Гаюи является то, что во многих странах мира его идеи и методы обучения получили распространение и до сих пор не потеряли своей значимости. Поэтому в день его рождения уделяется особое внимание проблемам слепых и слабовидящих людей, и по всему миру  проводятся симпозиумы, собрания, концерты и другие социально-значимые мероприятия.

 

Список литературы:

  • Гаюи, Аюи Валентин // Большая Российская энциклопедия. – Москва : Большая Российская энциклопедия, 2006. – Т. 6. – С. 440.
  • Гаюи, Валентин // Энциклопедический словарь : репринт. воспроизведение изд. Ф. А. Брокгауз – И. А. Ефрон 1890 г. – Москва : Терра – Terra, 1991. – Т. 15. – С. 191.
  • Международный день слепых // Дошкольное воспитание. – 2021. – № 10. – С. 73-75.
  • Митрофанов, А. Валентин Гаюи: французский учитель, русский благотворитель в мире абсурда / Алексей Митрофанов. – Текст : электронный // Милосердие.ru : православный портал о благотворительности. – URL: https://www.miloserdie.ru/article/valentin-gayui-franczuzskij-uchitel-russkij-blagotvoritel-v-mire-absurda/
  • 13 ноября 2015 года — 270 лет со дня рождения В. Гаюи (1745-1822), французского просветителя, основоположника тифлопедагогики, создателя первых учебных заведений для слепых и методик обучения слепых. – Текст : электронный // Российская государственная библиотека для слепых : [сайт]. – URL: https://rgbs.ru/tiflology/tiflonews/yubileynye-i-pamyatnye-daty/13-noyabrya-270-let-so-dnya-rozhdeniya-v-gayui-1745-1822-frantsuzskogo-prosvetitelya-osnovopolozhnika-tiflopedagogiki-sozdatelya-pervyh-uchebnyh-zavedenij-dlya-slepyh-i-metodik-obucheniya-slepyh-v-r/

 

Материал подготовила главный библиограф информационно-библиографического отдела С. Г. Горбунова

Русский