CALENDARIUM. 1 марта – День кошек в России. Образ кошки в современной индустрии культуры

01.03.2024 | 224 просмотра(ов)

Вот и наступил первый день весны! Какие ассоциации вызывает у нас весна? Для многих это пора обновления, надежд и расцвета: распускается листва, всё ярче припекает солнышко, прилетают птицы. И кажется, что отношения между людьми тоже переходят в новую стадию: чувства обостряются, ощущается прилив сил и бодрости. Всё чаще нас посещает хорошее настроение!

А ещё у россиян есть повод лишний раз побаловать своих пушистых любимцев, ведь 1 марта в России отмечается День кошек!

Впервые этот праздник отметили в 2004 году 20 лет назад сотрудники Московского музея кошки и редакции издания «Кот и пёс». С тех пор хозяева и любители кошек ежегодно отмечают этот День, и поклонников у праздника становится всё больше и больше. И немудрено, уже своим присутствием котики улучшают нашу жизнь – снимают стресс, приносят в дом спокойствие и уют.

Каждый год 1 марта благотворительные организации проводят акции и собирают пожертвования для помощи животным, у которых нет семьи. В День кошек приюты и питомники устраивают выставки, где показывают своих подопечных во всей красе, чтобы помочь им найти новый любящий дом.

Праздник существует и в других странах, но дата проведения Дня кошек, например, в Польше приходится на 17 февраля, в Японии – 22 февраля, в США – 29 октября, а в Италии – 17 ноября. Ещё можно поздравить пушистых друзей 8 августа, когда отмечается Всемирный день кошек.

Кроме того, учёные проводят интересные исследования. Например, Анна Андреевна Ржавитина, доцент кафедры декоративно-прикладного искусства Челябинского государственного института культуры в статье «Образы кошки в современной индустрии культуры: репрезентации, функции, смыслы», представила анализ востребованности данного образа в различных сферах жизни современного общества. Автор отмечает насыщенность визуального пространства образами кота/кошки. Эти милые животные способны вызывать эмоциональный отклик у массовой аудитории. Они близки и понятны большинству. У читателей есть возможность познакомиться с примерами использования разных граней кошачьих образов в целях активизации потребительского поведения, повышения популярности и монетизации продукта, внедряемого различными институциями; в статье также рассмотрены причины популярности образа в современной культуре России и других стран.

Эмоциональной привлекательностью образа кота активно пользуются маркетологи, успешно продавая любые товары – от блокнотов и карандашей до автомобилей представительского класса. Например, в рекламе с ловкостью кошки сравнивается маневренность небольшого по габаритам автомобиля KIA. Котики рекламируют мужскую обувь, парфюмерию, оптику и кофе, не говоря уже о товарах для животных.

А. А. Ржавитина приводит цитаты из статьи доктора искусствоведения Татьяны Львовны Макаровой «Образ и символ «кошка» в современном дизайне, в рекламе и индустрии моды», в которой собран и проанализирован довольно обширный материал, с целью выяснения семантики символа «кошка» в сфере рекламы, дизайна и моды. Автор пришла к выводу, что «образ кошки в одежде и аксессуарах варьируется от милого, уютного и забавного до острого и элегантного, независимого и сильного». В статье отмечается перспективность использования этого образа во всех видах дизайна, т. к. он «умиляет потребителей, нравится им и, соответственно, хорошо продается…».

Кошачьи образы востребованы и популярны не только в рекламе, дизайне и индустрии моды. С появлением интернета возможности монетизации всё больше увеличиваются, принося стабильный и высокий доход хозяевам харизматичных персонажей. Самый известный из таких котов – Угрюмый кот (Grumpy Cat), а в обычной жизни – кошка Соус Тардар, по заявлениям прессы, за два года принесла своей хозяйке примерно 100 миллионов долларов.

Оказывается, существует рейтинг популярности отечественных котов по частоте упоминаний за 10 лет, составленный в 2019 году исследовательской компанией «Медиалогия» по мониторингу СМИ и социальных сетей. Автор отмечает, что первое место из пятнадцати в этом списке занял кот Виктор, незаконно пролетевший в салоне самолета при помощи своего хозяина; второе – кошка Матроскина, опустошившая витрину с морепродуктами в аэропорту Владивостока; третье – эрмитажный кот Ахилл, успешно предсказывающий результаты спортивных матчей. В ТОП-15 попали также: кот Бари Алибасова Чуча; кот Бегемот, похищенный с рабочего места (из музея-театра «Булгаковский дом»); кот Кадырова и другие.

А. А. Ржавитина предлагает вспомнить, что «кошки – отличные мышеловы». Все знают с детства сказки и мультфильмы: «Кот в сапогах», «Сказка о глупом мышонке», «Кошкин дом», «Том и Джерри» и прочие. Но и в реальной жизни немало примеров служения котов обществу.

В Великобритании со средних веков и по сей день существует должность придворного кота-мышелова, живущего в резиденции английского премьер- министра. Сейчас на этой должности (с 2011 года) находится кот Ларри с Даунинг-стрит. У него есть свой Twitter-аккаунт, где он даёт советы премьер-министрам, которых он повидал немало.

Известны своей самоотверженной службой и коты Эрмитажа – с тех пор, как императрица Елизавета Петровна выписала их «ко двору» в 1745 году из Казани. Проживают коты и кошки Эрмитажа в специально выделенном для этого помещении – Большом кошачьем подвале. Среди них существует определенная иерархия, не все могут подниматься в верхние помещения. Содержание «кошачей армии» осуществляется за счет пожертвований посетителей и друзей Эрмитажа. Кошкам Эрмитажа посвящена отдельная страница на официальном сайте музея. Ежегодно, 21 апреля отмечается «День Эрмитажного кота», а при музее существует котокафе «Республика кошек» и клуб «Друзей котов Эрмитажа». Также про знаменитых котов сняты документальный и художественный фильмы, создан мюзикл и мультфильм, в 2007 году вышла детская книга американской писательницы Мэри Энн Аллин «Анна и кошки, или Приключение в Эрмитаже». В 2015 году был запатентован бренд «Эрмитажный кот» и создана коллекция сувенирной продукции на основе музейных экспонатов.

Примечательна история кота Дьюи из библиотеки, который стал очень популярным уже после своей смерти в связи с выходом книги «Дьюи. Кот из библиотеки, который потряс весь мир» (Вики Майрон, Бретт Уиттер США, 2008), побившей все рекорды продаж среди бестселлеров документальной литературы (по версии The New York Times). В 1988 году библиотекарь Вики Майрон нашла котёнка в ящике для возврата библиотечных книг. Питомец прожил в библиотеке небольшого города Спенсер (штат Айова) 19 лет. По инициативе хозяйки он принял участие в благотворительном конкурсе фотографий домашних животных. Победа кота на конкурсе широко освещалась в СМИ, что сделало Дьюи известным на всю страну.

После выхода первой книги о библиотечном коте, за возможность напечатать которую издатели заплатили более миллиона долларов, вышли новые книги: «Дьюи: библиотечный кот» и иллюстрированная книга для детей «Дьюи: в библиотеке есть кот!», а затем, в 2010 году, еще «Девять жизней Дьюи» и «Рождество Дьюи в библиотеке». Биография библиотечного кота размещена на официальном сайте библиотеки г. Спенсер, как и «правила Дьюи», предписывающие определенные нормы поведения для кошек, живущих в библиотеках.

Автор статьи размышляет над причинами и факторами популярности образов кота/кошки в современной культуре. Делается вывод о том, что образы кота и кошки в массовой индустрии восполняют дефицит живых начал в культуре, «одомашнивают» урбанистическую среду, парадоксальным образом – «очеловечивают» различные ценностные среды. «На фоне этого техногенного мира с его стрессами и тревогами котики восполняют «дефицит живого», выполняют функцию антистрессового воздействия на человека».

Отдельное внимание уделяется городской скульптуре с использованием кошачьих образов, локальной идентичности и брэндингу городов, процессам мифотворчества и создания «точек идентичности» на основе анималистических персонажей в визуальном социокультурном пространстве.

Например, одним из символов города Казани является Кот Казанский (памятник установлен в 2009 году на центральной пешеходной улице Баумана), а города Йошкар-Олы – Йошкин кот (памятник установлен в 2011 году у главного корпуса Марийского государственного университета).

Любопытно, что образ Кота Казанского отображает долгую историю взаимоотношений татарского и русского народов, а образ кота из Йошкар-Олы материализовался от слияния выражения «ёжкин кот» из кинофильма «Любовь и голуби» (1984 г.) и неформального названия города Йошкар-Олы – Йошка.

Такие памятники становятся центром притяжения и стимулом развития культурной жизни. В Казани после открытия памятника прошла выставка изобразительного искусства, посвящённая Коту Казанскому, с 2009 года ежегодно проводится фестиваль «Эрмитажные прогулки с Казанским Котом». В Йошкар-Оле с 2013 года существует музыкальный фестиваль «Йошкин кот», местные поэты посвящают этому персонажу стихотворения и сказки. Народная молва сообщает, что оба этих памятника помогают в исполнении желаний, если соблюдать определенный ритуал: коту в Казани нужно погладить пузико, а коту из Йошкар-Олы – потереть нос или закинутую кверху лапу.

Если Вас заинтересовали любопытные факты и выдержки из данной статьи, то с её полной версией можно познакомиться, пройдя по ссылке в библиографической записи данного ресурса.

 

Также Вы можете познакомиться с электронными журналами, на которые подписана Национальная библиотека, пройдя по ссылке https://dlib.eastview.com/. Обращаем внимание, что для входа на платформу «Цифровые ресурсы» необходим логин и пароль, которые можно получить, обратившись в отдел периодических изданий, либо по электронной почте ochz-nb@mail.ru, office_library@mail.ru или по телефону 89021002088.

 

Желаем приятного прочтения!

 

Список литературы.

  • Ржавитина, А. А. Образы кошки в современной индустрии культуры: репрезентации, функции, смыслы / А. А. Ржавитина. – Текст : электронный // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2023. – № 4. – С. 117-124. – URL:https://cyberleninka.ru/article/n/obrazy-koshki-v-sovremennoy-industrii-kultury-reprezentatsii-funktsii-smysly/viewer.
  • Макарова, Т. Л. Образ и символ «кошка» в современном дизайне, в рекламе и индустрии моды / Т. Л. Макарова. – Текст : электронный // Реклама. Теория и практика. – 2015. – № 2. – С. 88-102. – URL: https://grebennikon.ru/article-btfk.html.
  • Майрон, В. Дьюи: кот из библиотеки, который потряс весь мир / Вики Майрон ; пер. с англ. И. Е. Полоцка. Москва : Центрполиграф, 2011. 255 с. Инв. № б456896 чз
  • Майрон, В. Девять жизней Дьюи: наследники кота из библиотеки, который потряс весь мир / Вики Майрон ; пер. с англ. Л. А. Игоревского. Москва : Центрполиграф, 2011. 350 с. : фот.     Инв. № б456895 чз

 

Материал подготовила С. Г. Горбунова, главный библиограф информационно-библиографического отдела.

Русский