«Большая Волга XIII» в библиотеке: сельские сюжеты на полотнах художников

30.07.2023 | 278 просмотра(ов)

В нашей библиотеке продолжает работать одна из площадок выставочного проекта «Большая Волга XIII. Культурный код народов Поволжья», проходящего в рамках Национального проекта «Культура».

Сегодня мы завершаем знакомство с представленными в художественной экспозиции работами мастеров живописи из разных областей и республик Поволжья.

Творчество молодой художницы из Пермского края Марии Кавко представлено на выставке картиной «Рапунцель». Действие старой сказки братьев Гримм о девушке, томящейся в заколдованной башне, Мария перенесла в деревню наших дней. Здесь есть и вызволяющий узницу из заточения принц, правда, примчался он не на белом коне, а на стальном мотоцикле. Яркие солнечные лучи озаряют лужайку возле погружённого в тень дома, в окне которого сидит современная Рапунцель. Во многих странах существовали различные варианты этой сказки. Мария Кавко познакомила нас со своей версией.

Картину «Пахарь Иван» художник из Йошкар-Олы Данила Решта написал для конкурса-фестиваля «Время вперёд». Перед участниками фестиваля ставилась задача рассказать в художественных произведениях о людях разных профессий. По итогам конкурса картина экспонировалась в Выставочном зале Новой Третьяковки в Москве. Изображенный на портрете механизатор не просто сельский труженик, а настоящий хозяин родной марийской земли. В его облике ощущается уверенность и сила. Пахарь только что завершил свою работу и готов к общению с художником. Картина написана широкими, мощными мазками, под стать изображённому на ней сельскому труженику. Для оформления своей работы Д. Решта использовал массивную дубовую раму, которая, дополняя живопись, помогает раскрытию образа сильного, мужественного человека.

Художник из Ульяновской области Сергей Худяков придерживается русской реалистической школы живописи. Мастер считает, что окружающий человека мир нужно изображать таким, какой он есть. В живописи художник предпочитает палитру натуральных цветов и умеет в мельчайших оттенках тонко передавать настроение. Чуткий взгляд позволяет художнику видеть красоту и значительность в простых с виду предметах. На выставке представлена картина, которую автор лаконично назвал «Натюрморт». Пучок колосьев, старые весы, ухват, подставка для лампы – когда-то эти вещи были незаменимы в хозяйстве сельского жителя, а сейчас они «позируют» художнику. Вглядываясь в тщательно выписанные на холсте предметы, представляется, что это не просто натюрморт, а своеобразный портрет старых вещей. Эти немые персонажи, пришедшие из далёкого прошлого, могут открыть внимательному зрителю историю своей жизни.

Большое место в творчестве художника из Самарской области Александра Ахтямова занимают картины на темы из сельской жизни. Они навеяны безграничной любовью к малой родине живописца – селу Сергиевск. Сожалея о том, что знакомые с детства места меняются с течением времени, он старается запечатлеть уходящую натуру. На холсте художник стремится выразить свои мысли и чувства по отношению к родной земле, истории её народа, близких ему людей. Представленный на выставке «Солдатский натюрморт» входит в серию работ художника, посвящённых Великой Отечественной войне. На полотне мы видим самые необходимые для солдатского быта на фронте вещи. Память о подвиге предков живёт в душе художника, и он хотел бы передать её следующему поколению.

Сергей Скоморохов – театральный художник из Казани. В экспозиции выставки «Большая Волга» представлен эскиз декорации к постановке спектакля по пьесе Карима Тинчурина «Угасшие звёзды».

В пьесе рассказывается о жизни татарской деревни в начале XX века. Начавшаяся Первая мировая война меняет судьбы людей, отнимает их жизни. На эскизе представлено оформление сцены. Пространство заполняют колосья спелой ржи. Озаряющие небо молнии символизируют начало войны. Отправляясь на войну, герои пьесы уходят в рожь. Уходят, чтобы не вернуться. Но память о погибших живёт в душах их односельчан.

На картине художника из Пермского края Сергея Александровича Балабанова «Осень» представлен архитектурный ансамбль Серафимо-Дивеевского монастыря. Дивеевский монастырь почитается Поместными православными церквями как четвёртый (после Иверии, Афона и Киево-Печерской лавры) «земной Удел Пресвятой Богородицы». На картине запечатлены храм Рождества Христова, Благовещенский, Спасо-Преображенский, Троицкий соборы и колокольня на фоне тихого осеннего пейзажа. В чистом, спокойном небе выделяется облако, в контурах которого проступает явление Богородицы Серафиму Саровскому.

 

Увидеть работы выставки в Национальной библиотеке имени С. Г. Чавайна можно до 24 августа текущего года.

Вход свободный.

 

Материал подготовила О. А. Сокольникова, заведующая отделом литературы по искусству

Русский