Библиотеки. Адаптация к новым условиям: исследование на основе данных экспресс-опроса «Сохранение традиций и развитие инноваций» секции публичных библиотек Российской библиотечной ассоциации

22.12.2020 | 1183 просмотра(ов)

Ограничительные мероприятия, введенные в различных сферах деятельности, отрицательно сказались на учреждениях, работа которых связана с массовым посещением их населением. Не стали исключением и библиотеки.

Секция публичных библиотек Российской библиотечной ассоциации провела экспресс–опрос «Сохранение традиций и развитие инноваций», призванный, в первую очередь, оценить работу библиотек в период пандемии и ограничительных мер.

Как библиотеки республики  отвечали на вопросы анкеты?

Первый вопрос анкеты предлагал обозначить наиболее значимые положительные и отрицательные изменения, произошедшие в библиотеках в период действия ограничительных мер.

Большинство библиотек как «положительное» отметили  активизацию работы сайтов библиотек и работы в соцсетях («ВКонтакте», «Одноклассники», Facebook, Instagram).

Нужно отметить, что если к началу 2020 года страниц в соцсетях не имели 93 библиотеки, то к концу года – только 36 библиотек республики. Очень активно интернет-страницы заработали  весной 2020 года - читатель ушел в онлайн, поэтому перед библиотеками встал вопрос организации обслуживания пользователей именно в удаленном режиме. Библиотеки республики достаточно быстро адаптировались к новой реальности и перестроили свою работу - возросли активность наполнения страниц и качество контента. Запланированные мероприятия библиотек перешли в виртуальный режим.

Переход на обслуживание в удаленном режиме произошел достаточно спокойно. Это связано с тем, что вся основная инфраструктура для организации такой работы была уже создана, а также с тем, что библиотеки, планируя деятельность в традиционном режиме, накапливали материал, создавая электронные коллекции по различным тематическим направлениям. «Наращивание электронных ресурсов», как отмечали респонденты, происходило и происходит в течение всего периода действия ограничительных мер.

В качестве «отрицательных» изменений большинство библиотек отметили нехватку живого общения с читателями, прекращение работы пунктов выдачи и передвижек на предприятиях и в учреждениях, временное закрытие деятельности библиотечных клубов и объединений по интересам.

 Серьезные опасения вызвало у библиотечных специалистов невыполнение муниципальных заданий в связи со снижением основных библиотечных показателей деятельности.

Второй вопрос анкеты подразумевал получение перечня новых тем, направлений и форм работы, появившихся в библиотеках в 2020 году и планирующихся на 2021 год.

Наибольшее внимание библиотекари уделили перечислению новых форм работы, в частности назывались такие формы, как виртуальные выставки, онлайн-викторины, квесты, интеллектуальные игры, виртуальные чтения, онлайн-фестивали и конкурсы, видео мастер-классы, видеообзоры литературы, видеомарафоны, онлайн прочтения литературных произведений, флешмобы, библиотечные квартирники, беседы-информации, сетевые акции (акции-челлендж, онлайн-марафоны), дистанционные конкурсы, занятия  клубов по интересам-онлайн (видеозапись).

Библиотекари отмечали проведение онлайн-опросов, единых виртуальных дней информации и библиотечных дней, реализацию проекта «STORY-BAG».

Кардинально новых направлений работы названо не было, отмечалось, что они (направления) остались прежними, но перешли в онлайн-формат. В частности, назывались активизация деятельности по продвижению книги и чтения и краеведческому направлению.

В планах на 2021 год у библиотек республики - создание студий, клубов познавательно-творческого развития, прямые трансляции мероприятий, проведение творческих конкурсов в дистанционном формате, онлайн-квестов, видеопрезентаций по актуальным темам. В планах также  «выход в прямой эфир», внедрение интерактивных форм взаимодействиями с читателями и активизация проведения обучающих мероприятий онлайн  (вебинары, онлайн-трансляции). 

При ответе на вопрос «какие вопросы, касающиеся сегодняшнего дня Вашей библиотеки, требуют методической поддержки» большинство библиотечных специалистов отметили необходимость рекомендаций по работе с пользователями в удаленном режиме и ведению учета этой работы.

Среди ответов также звучала потребность в рекомендациях по переформатированию методов работы с пользователями различных возрастных и социальных категорий.

 

Информацию подготовила

И.Ю. Карасева, гл. библиотекарь научно-методического отдела

Русский