БИБЛИОТЕКЕ – В ДАР. 10 сентября Москве – 875 лет

10.09.2022 | 791 просмотра(ов)

Национальная библиотека имени С. Г. Чавайна в день празднования столицы России получила в подарок книгу:

Волков, С. Москва / Modern Moscow : история культуры в рассказах и диалогах / Соломон Моисеевич Волков. – Москва : АСТ : Редакция Елены Шубиной, 2019. – 461 с. – (Диалоги Соломона Волкова).

Автор книги – Волков Соломон Моисеевич (1944 года рождения), культуролог и музыковед, писатель.

Писатель обращается к читателю: «Книга эта задумывалась, как попытка выяснить, что такое московская культурная традиция, «московский стиль», и постепенно расширилась.

Книга моя начинается 1897 годом, встречей Станиславского и Немировича-Данченко и открытием Чехова как драматурга – успехом его «Чайки».

Следующая за ней глава рассказывает о знаменательном событии, которое связано с «прямотекущей» программой Пушкинского музея. Это визит Матисса в Москву по приглашению Сергея Ивановича Щукина и тот сногсшибательный эффект, который Матисс произвел на Москву и москвичей.

Тема мирового признания (и связанных с ним противоречий и конфликтов) новой московской культуры – одна из важнейших в моей истории. Эйзенштейн, чьи фильмы при всех сменах моды неизменно продолжают входить в топ-списки международных киноведческих опросов, – яркий тому пример.

В качестве примера я разбираю «случаи» Гилельса и Рихтера, двух титанов отечественного пианизма (и лауреатов Сталинских премий), до сих пор служащих образцами для начинающих пианистов всего мира. Эта страница московской культуры с ее внешним блеском и скрытым драматизмом не должна быть забыта.

Заканчиваю Веничкой Ерофеевым и Д. А. Приговым.

В книгу включены диалоги Соломона Волкова о культурном облике столицы XXI века. Собеседниками Волкова стали: директор ГМИИ имени А. С. Пушкина Марина Лошак, литературный критик Галина Юзефович, директор Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля Дмитрий Бак, художественный руководитель театра «Геликон-опера» Дмитрий Бертман, ректор ГИТИСа Григорий Заславский.

Приведем описание тематических разделов книги:

– Чехов и МХТ: московская культура на пороге XX века;

– Купец-визионер Щукин: от старообрядческих икон к живописному авангарду. Символисты, «Бубновый валет», «лучизм» Ларионова и Гончаровой;

– Сергей Эйзенштейн и Григорий Александров: Голливуд-на-Москве-реке;

– Булгаков в Москве: «Дни Турбинных» на сцене МХАТа;

– «Мастер и Маргарита» как московский роман;

– Пастернак в 1930-е годы: «…И заодно с правопорядком»;

– Война и «Доктор Живаго»: корни и плоды, оттепели и заморозки;

– Музыка советской Москвы: Гилельс и Рихтер;

– Евтушенко и Шостакович: 1960-е в Москве;

– Веничка Ерофеев и Дмитрий Александрович Пригов: московский постмодернизм.

Издание оформлено в суперобложку, есть ляссе (ленточка-закладка). Составлен указатель имен.

Соломон Волков отмечает:

«Актуальная история культуры Новой Москвы пишется на наших глазах усилиями тысяч ее участников. Она творится на бесчисленных сценических подмостках и площадках – от прославленного Большого театра до пока никому еще не известных экспериментальных театриков, студий и клубов, в музеях и галереях, в парках и кафе, на площадях и в частных квартирах, под куполом московского цирка и за письменным столом, на котором теперь воцарился компьютер. А то и в метро, которое именно в Москве оказалось особенно гостеприимным для всякого рода культурных акций и анонсов».

Издательство и автор выражают глубокую признательность Правительству Москвы за неоценимую помощь и поддержку при подготовке настоящего издания.

 

Материал подготовлен Л. Р. Мансуровой, главным библиографом информационно-библиографического отдела.

Русский