БИБЛИОТЕКАРЬ РЕКОМЕНДУЕТ. Русская женщина: воспитание, образование, судьба

10.06.2023 | 274 просмотра(ов)

Сегодня мы познакомим вас с книгой Варвары Пономарёвой и Любови Хорошиловой «Русская женщина: воспитание, образование, судьба. XVIII – начало XX века»*.

Книга интересно и доступно рассказывает об эволюции женского воспитания и образования в России на протяжении полутора веков – от указа Екатерины II в 1764 году об учреждении Смольного института благородных девиц до революции 1917 года. К сожалению, бесценные старые традиции образования и воспитания, сохранявшиеся даже в советские годы, уже утеряны. И теперь нет больше в живых носителей прежней культурной традиции: учителей, окончивших гимназию или университет, бабушек-курсисток или институток, выпускниц пансионов и епархиальных училищ. Прежний опыт сохраняется ныне лишь в многочисленных документах и материалах личного происхождения.

В описываемый в книге период положение женщины изменилось как в семье, так и в обществе. Женщина воспринималась только в составе семьи, а если она имела образование, то это давало ей возможность работать самой и зарабатывать себе на хлеб. В книге рассматриваются уникальные материалы через призму конкретных женских историй, авторы попутно сообщают массу подробностей о семейном быте описываемой эпохи, о внутреннем устройстве и учебных программах женских институтов, гимназий и курсов, о гувернантках и домашних учителях и о многом другом. Вот несколько цитат из книги:

Как утверждает А. Н. Бельская, в её институте почти все учителя за редким исключением «не только не требовали, но и не поощряли» зубрёжки («зубряшки» — на языке институток). Учитель русского языка прямо твердил воспитанницам: «Не беда, если мысль незамысловата, если она выражена некрасиво; для меня важна её самостоятельность». Хотя, разумеется, за долгую институтскую историю встречались и преподаватели, требовавшие, чтобы воспитанницы «занимались долбяжкой» (с. 51).

О 50-х годах XIX века будущий знаменитый математик-профессор Софья Ковалевская вспоминала: «...Гувернантка-француженка не может войти в нашу детскую без того, чтобы не поднести брезгливо платка к носу. «Да отворяйте вы, няня, форточку!» – умоляет она няню на ломаном русском языке. Няня воспринимает это замечание за личную обиду. «Вот ещё выдумала, басурманка! Стану я отворять форточку, чтобы господских детей перепростудить!» – бормочет она по её уходе». На протяжении всего XIX века такое отношение к проветриванию помещений в основном сохранялось: «Тогда гораздо больше, чем теперь, боялись холодного воздуха: считалось опасным входить в комнату с отворённой форточкой» (с. 66-67).

Подавляющее большинство мемуаристов упоминают о том, что уроки русского языка и первое представление о религии давала им мать, реже – бабушка. О конце XIX века граф Игнатьев пишет: «Самые серьёзные уроки давала нам – по Закону Божьему – наша строгая мать. Естественно, что она прежде всего стремилась сделать меня хорошим христианином. Слёзы первой исповеди, скорбь Страстной недели, таинственность и святость храма – всё это долго ещё жило в моей душе. Нравственные догмы, внушённые мне с детства, были догмами религии» (с. 126).

В пореформенный период в России на волне общественного движения была создана сеть Высших женских курсов, наиболее известные из которых — Бестужевские в Петербурге и курсы Герье в Москве. На смену прежнему типу «институтки» приходит тип «курсистки», «бестужевки». Продолжается борьба женщин за право учиться наравне с мужчинами в университете.

Изменялось положение женщины в семье и обществе, менялся и облик самой семьи. Выбор новых путей в жизни, отличных от традиционных, давался нелегко. За обретённую свободу порой приходилось дорого расплачиваться. У образованной женщины появился выбор: создавать семью или реализовывать себя в профессиональной сфере. Но, как всякий выбор, он нёс в себе большую долю ответственности.

Женщины решительно осваивали роли, традиционно считавшиеся мужскими. Но вспомним слова, сказанные общественным деятелем А. В. Тырковой на съезде по женскому образованию в 1912 году: «...Внутренний рост женского “Я” требует нового сознания женственности. Ведь не утрачивать свою женственность, а только расширять и освобождать её хочет новая женщина...» (с. 236-237). 

 

*Пономарёва, В. В. Русская женщина: воспитание, образование, судьба. XVIII – начало XX века / Варвара Пономарёва, Любовь Хорошилова. – Москва : Ломоносовъ, 2021. – 259 с.

Книгу можно почитать в отеле социально-экономической литературы (2-й этаж, кабинет 214).

 

Материал подготовила главный библиотекарь отдела социально-экономической литературы Н. Е. Орлова

Русский