БИБЛИОТЕКАРЬ РЕКОМЕНДУЕТ. «Процесс»

03.07.2023 | 214 просмотра(ов)

Знаменитый писатель Франц Кафка, чьё имя сегодня прочно ассоциируется с философией абсурда, родился 3 июля 1883 года в Праге, в семье владельца галантерейного магазина. Сам он считал, что унаследовал черты родственников по материнской линии, среди которых были и раввины, и безумцы. Последнее, очевидно, сказалось на личностном своеобразии писателя и его загадочной, странной, парадоксальной  прозе. Герман Гессе, известный немецкий писатель, считал, что, читая её, «чувствуешь себя совсем рядом с великими, божественнейшими тайнами, но лишь догадываешься о них, ведь их нельзя увидеть, нельзя потрогать, нельзя понять».

Роман «Процесс», как и другие произведения Кафки, является органичным симбиозом модернизма, экзистенциализма и магического реализма. Его главный герой Йозеф К. жил ничем не примечательной, обычной жизнью,  пока его не известили о том, что против него начат судебный процесс. «Не иначе, кто-то Йозефа К. оклеветал, ибо однажды утром, не совершив вроде бы ничего дурного, он оказался под стражей...»  

Он напрасно пытается выяснить, в чём его обвиняют и как можно оправдаться. Вина его не известна даже судьям, которые ведут его дело. Он виноват просто потому, что может быть в чём-то виноват. При этом происходящие с ним события, которые поначалу кажутся читателю каким-то странным приключением, всё глубже затягивают и трансформируют героя, пока не приводят к трагической развязке.  Абсурдность происходящего подчёркивается тем, что ирреальные события романа описываются автором с будничным спокойствием, нарочитым безразличием,  как самые обыкновенные происшествия. Читатель видит, как изменяется окружающий мир, превращаясь для Йозефа К. в мир странного судебного процесса, в зависимости от тех или иных событий, которые с ним происходят. Автор даже не даёт объяснения тому, реальны ли эти изменения или они существуют только в сознании самого главного героя.  А вместе с миром меняется и образ мыслей Йозефа. К концу романа он уже и сам уверен в своей бесспорной вине, в том, что оправдание невозможно. Но это не проясняет его участи, и никто не оглашает приговора, который, однако же, исполняется.

Когда-то давно Шекспир сравнил человеческую жизнь с театром. Кафка увидел в жизни один долгий судебный процесс, из которого человеку не суждено выйти оправданным.

 

Материал подготовила библиотекарь редакционно-издательского отдела Е. Ф. Хисамутдинова

 

Русский