Необыкновенные сокровища, гениальные творения поэтов и архитекторов, знаменитые битвы – всему нашлось место в увлекательном документальном исследовании истории страны, которая на протяжении веков по праву владела статусом великой державы:
Громов, А. Б. Персия: история неоткрытой страны : [16+] / А. Б. Громов, С. Н. Табаи ; ред. О. Шатохина ; [Фонд исследований исламской культуры]. – 3-е изд., доп. – Москва : Садра, 2017. – 765 с.
Книгу Алекса Бертрана Громова можно назвать «занимательной историей» Ирана – от создания могущественной державы Ахеменидов в середине первого тысячелетия до нашей эры до конца 19 века.
В книге прослеживается из века в век история взаимоотношений Персии и России, рассказывается о дарах, которыми обменивались государи этих держав – здесь и драгоценный трон, подаренный Аббасом Великим московскому царю, и знаменитый алмаз «Шах», и уникальная парадная кровать из хрусталя, отправленная в подарок Фетх-Али-Шаху от императора Николая I.
Слон для царя
С древнейших времён слон во многих странах считался символом непобедимой мощи и благосостояния. Считается, что первый персидский слон появился на Руси во времена Ивана Грозного.
В те времена Россия и Персия имели общего могущественного недруга – Османскую империю, захватывавшую всё новые и новые земли. И вот в 1569 году Иван Грозный, надеясь заполучить союзника, отправил в далёкую Персию посольство, которое везло владыке Персии шаху Тахмаспу I необходимое для обороны страны от османов оружие – сто пушек и больше пятисот ружей.
Этот ценный дар был принят персидским шахом благосклонно, и в ответ русскому царю были отправлены дорогие подарки, среди которых, конечно, выделялся слон.
В Москве слона разместили рядом с Кремлём возле Никольских ворот. Там был устроен зверинец, и специальный служитель – тот самый погонщик, который привёл слона из Персии – заботился о нём. Но случилась беда: проблемы с продовольствием в столице вызвали массовый голод, а следом пришла эпидемия чумы. Тогда нашлись злые и невежественные люди, объявившие причиной бедствий слона и сопровождавших его чужеземцев. Опасаясь бунта, царь велел отправить и слона, и погонщика в ссылку. О дальнейшем Генрих Штаден писал: «Тогда араба и его слона сослали в опале в посад Городецкой. Араб умер там, и великий князь послал дворянина с наказом умертвить слона при помощи крестьян… и посадских. Слон стоял в сарае, а кругом сарая был тын. Неподалёку от него схоронили араба. Тогда слон проломил тын и улёгся на могиле…»
Другому слону, который был подарен Петру I, выпала более благополучная участь. Газета «Санкт-Петербургские ведомости» подробно описывала путешествие слона «из Персиды» в Астрахань по суше и дальнейший путь, когда толпы астраханцев на протяжении десятков вёрст пешком провожали невиданное животное. Местные власти починили или выстроили заново ветхие мосты.
В Санкт-Петербурге Пётр I распорядился разместить слона в одном из собственных своих домов, а потом был выстроен «Слоновый двор». Были приняты меры по защите слона от холода российских зим – изготовили тёплую меховую попону на суконной подкладке, не забыв и специальный капюшон на хобот, назначили истопника и служителей для ежедневной доставки дров. «Ведомости» сообщили, что слону назначено официальное довольствие: рацион его составлял ежедневно 50 фунтов риса и кукурузы, «в летнее время воз травы; в зимнее время по 5 пудов сена и тростнику», а также очень дорогой в те времена сахар и лучшие специи, включая даже шафран.
«Книга Алекса Бертрана Громова не столько исследует, как каноническая монография, сколько действительно знакомит с прошлым страны, во многом остающейся загадочной». («Эхо Москвы»)
Книга находится в отделе социально-экономической литературы (2 этаж, кабинет 44). Также с ней можно познакомиться по ссылке:
https://flibusta.club/b/501817/read
Материал подготовила сотрудник отдела социально-экономической литературы С. П. Колчина
- 856 просмотров