БИБЛИОТЕКАРЬ РЕКОМЕНДУЕТ. Ирина Мартианова «Дворянское детство в императорской России»

01.06.2025 | 65 просмотра(ов)

1 июня – Международный день защиты детей.  В наши дни, когда проблемы детства становятся всё более актуальными, очень важно помнить о том, что правильное воспитание, обеспечивающее детям комфортные условия для развития талантов и способностей, формирования гармоничной личности, – главная обязанность взрослых.

Представления о том, как нужно воспитывать детей, менялись от эпохи к эпохе. В истории развития педагогики в России можно выделить несколько ключевых этапов. Один из них соотносится с дореволюционным периодом. Современному человеку дворянское детство зачастую представляется как «золотое», идеальное. О том, каким в действительности было воспитание детей в Российской империи и как к нему относились сами маленькие дворяне, рассказывает книга Ирины Мартиановой «Дворянское детство в императорской России».

Ирина Мартианова рассматривает в своей монографии вопросы о месте ребёнка в социальной структуре российской семьи и общества; изучает способы и уровни подготовки его к поступлению на службу, а также анализирует представления детей о собственном будущем в мемуарах XVIII – начала XX века; выявляет характерные черты дворянского детства в России в изучаемый период, включая отношение к детскому здоровью; анализирует контакты детей дворянского сословия с народной средой и культурой и их влияние на дальнейшее формирование детской идентичности; изучает взаимоотношения детей дворянского сословия с социально значимыми личностями своего времени; рассматривает представления мемуаристов о дворянских детях как свидетелях исторических событий; показывает, как мемуаристы осмысливали причастность детей к художественной культуре.

Барон Н. Е. Врангель так писал о воспитании в середине XIX века: «Удивительное воспитание давали тогда детям: для одних они (дети) были бременем, для других – игрушками, для третьих – кумирами, но людьми никто их не признавал».

И только в конце XIX – начале XX века отношение к детям переменилось, продолжавшиеся родительские опыты спартанского воспитания стали вызывать сопротивление. Особенно ярко об этом вспоминал князь Феликс Феликсович Юсупов. Тот самый Юсупов, которого весь мир небезосновательно подозревал в убийстве Распутина.

Князь оставил такое описание произведённой над ним процедуры закаливания: «...отец решил воспитывать меня по-спартански. Он велел вынести у меня из комнаты всю мебель, мною выбранную. Взамен внесли складную походную кровать и табурет. Я следил за перестановкой молча, но тем сильней негодовал про себя. Под конец ещё и струхнул, когда слуги поставили посреди комнаты подозрительного вида шкаф. Оставшись один, я попытался открыть его, но не смог, и тут уж перепугался не на шутку. На другой день поднял меня отцовский камердинер, здоровяк, по всему назначенный моим палачом. …посадил в шкаф. В тот же миг на меня хлынул ледяной душ. Я не переносил холодной воды... бесполезно я звал на помощь и пытался вырваться. Шок был столь силен, что, когда дверь открыли, я выскочил, нагишом промчался по всему дому, выскочил как безумный на двор и в один миг вскарабкался на самую верхушку дерева. Оттуда я стал вопить… Прибежали отец с матерью и велели мне слезать. Я соглашался при условии, что душа больше не будет. Иначе, обещал я, спрыгну с дерева. Отец принял ультиматум. Но я простудился и с месяц потом хворал».

Любителям истории эта книга поможет взглянуть на прошлое через личность и судьбу конкретных людей. Книга сопровождается подробным списком литературы, что будет особенно ценным для специалистов-историков.

Материал подготовлен заведующей отделом социально-экономической литературы Н. Е. Орловой

 

Русский